<<
>>

НАРЦИССИЗМ

(греч. Narciss — Нарцисс, Наркисс) — в наиболее распространенном значении — само-влюбленность, любая форма любви к себе. Представление о Н. и соответ-ствующее понятие восходят к древ-негреческой мифологии.

Согласно самой известной версии, Нарцисс, увидев свое отражение в воде, не мог оторваться от созерцания своей кра-соты и умер от любви к себе. После смерти был превращен богами в цве-ток нарцисс. Понятие Н. иногда ис-пользуется как обозначение и символ человеческого самопознания. Именно поэтому, в соответствии с заветом великих мудрецов древности — "Познай самого себя", цветок нарцисс является эмблематическим изображением философии как формы человеческого самопознания. Н. как научное понятие было введено в оборот X. Э^лисом в 1898 для обозначения патологической формы самовлюбленности. Наибольшее рас-пространение и популярность полу-чило вследствие использования его в различных психоаналитических и психоаналитически ориентированных учениях. В классическом психоанализе Фрейда понятие Н.
использовалось с 1910 и по мере развития его учения употреблялось в различных сопрягающихся значениях, которые всегда были связаны с обозначением или трактовкой состояния и (или) направленности либидо и действием принципа удовольствия. В конечном счете в психоанализе понятие Н. ис-пользовалось преимущественно для обозначения осознаваемой и неосоз-наваемой самовлюбленности и двух форм Н.: 1) первичного Н. — общего первоначального состояния либидо периода раннего детства, когда либидо ребенка полностью обращается на него самого (эту форму Фрейд считал нормальной стадией психо-сексуального развития, характери-зующейся отождествлением объекта и субъекта любви), и 2) вторичного Н. — когда либидо взрослого чело-века дистанцируется от объектов и обращается на своего собственного носителя — на Эго, "Я" человека.
Наряду с данными значениями по-нятие Н. употреблялось Фрейдом также: а) для обозначения сексуальной перверсии, при которой основным объектом сексуальных устремлений человека является его собственное тело, б) обозначения нарциссическо- го выбора объекта любви, основанного на сходстве объекта с самим субъ-ектом. Этот тип избрания объекта любви по своему собственному образу и подобию истолковывался Фрей-дом как попытка обретения в объекте любви самого себя, являющаяся следствием некоторого нарушения либидо, в) обозначения гомосексу-ального выбора объекта, г) обозначения либидозного дополнения эгоиз-ма, д) обозначения эгоцентризма, когда человек считает себя точкой отсчета в выборе поведенческих стра-тегий и др.В психоанализе Фрейда довольно представительно использовались введенные им понятия: 1) "нар- циссическое либидо" (либидо, направ-ленное на "Я" (Я-либидо), которое иногда отождествлялось им с влече-нием к самосохранению); 2) "нарцис- сическая идентификация" (процесс самопроецирования на "Я" утраченного сексуального объекта, когда от-веденное либидо ориентировано на "Я" и обусловливает отождествление собственного "Я" с оставленным объ-ектом, в силу чего человек направ-ляет на "Я" предназначавшиеся объекту различные амбивалентные импульсы, в том числе и агрессивные); 3) "нарциссические неврозы" (функциональные расстройства пси-хики, отличительной чертой кото-рых является фиксация либидо на ранних фазах развития и его на-правленность на "Я", повышающие уровень абвивалентности чувств. По Фрейду, характерными призна-ками этих неврозов являются ак-тивное участие "Я" в происхожде-нии заболевания и их соответствие конфликту между "Я" и "Сверх-Я"); 4) "нарциссическое удовлетворение" культурой или культурным идеалом (являющее собой бессознательное ощущение довольства и избранниче-ства, обусловленные самолюбованием, самодовольством и самовлюбленностью членов того или иного культурного сообщества). Принципиально важным моментом психоаналитической трактовки Н. явилось призна-ние его как качества и свойства, при-сущего человечеству в целом.
При этом, согласно Фрейду, в процессе развития науки по общечеловеческому Н. было нанесено три сокрушающих удара: 1. "Космологический удар" Коперника (доказавшего, что Земля не является ни центром мира, ни центром Галактики, ни центром нашей планетарной системы); 2. "Био-логический удар" Дарвина (дока-завшего происхождение человека из животного мира и его связь с ним) и 3. "Психологический удар" Фрейда (доказавшего бесспорный примат бессознательного над сознанием и ведущую роль бессознательных ду-шевных процессов в организации че-ловеческой жизнедеятельности и по-ведения). "Психологический удар" Фрейд оценивал как "самый чувст-вительный удар". В психоаналити-ческой традиции проблема Н. и от-дельные аспекты ее, в той или иной мере и степени, разрабатывались многими аналитиками, уточнявшими отдельные положения концепции Фрейда. Наиболее существенный вклад в позитивный сдвиг проблемы внес К. Абрахам, установивший су-ществование негативного Н., кото-рый лежит в основе физической и моральной ипохондрии и меланхолии. В аналитической психологии Юнга понятие Н. употреблялось пре-имущественно в качестве синонима самовлюбленности, хотя сам Юнг тя-готел к сужению объема его значения до "мастурбаторной самовлюбленности". В 1970—1980-х последователь Юнга — Г. Кохут неоднократно кри-

Нарциссизм 671

тиковал фрейдовскую концепцию Н. за психобиологический подход и из-быточную акцентировку принципа удовольствия. Но эта критика не увенчалась позитивным решением проблемы. Особое значение Н. как феномен и научная проблема приоб-рел в гуманистическом психоанализе Фромма, в котором психоаналитическая концепция Н. квалифицировалась как одна из наиболее плодотворных идей Фрейда. Развивая идеи Фрейда, Фромм осуществил сущест-венную реформацию психоаналити-ческого подхода, определенную пере-формулировку проблемы и на основе собственных исследований создал оригинальное учение о Н. Предложив понимание либидо как психической энергии, не идентичной энергии сексуального влечения, Фромм интерпретировал Н.

как компенсатор недоразвитых инстинктов, свое-образное эмоциональное состояние, отличительными признаками кото-рого являются отсутствие подлинного интереса к внешнему миру и кон-центрация носителя Н. только на себе, своих витальных и экзистенциаль-ных потребностях и интересах, неиз-бежно влекущих утрату способности к рациональным суждениям и функ-ционированию на основе предубеждений. На базе исследований индивиду-ального, группового и общественного Н., Фромм пришел к выводу, что у каждого человека есть "нарциссиче-ское ядро", оптимальное биологическое функционирование которого служит выживанию, но при выходе на максимальные режимы оно же является угрозой для жизни. Отме-чая необходимость существования в жизнедеятельности людей опти-мально необходимых значений здо-рового нарциссического ориентиро-вания, Фромм вместе с тем выделил две основные формы патологии Н.: 1) доброкачественную (когда объек-том Н. являются результаты собст-венных усилий) и 2) злокачествен-ную (когда объектом Н. является не то, что человек производит или де-лает, а то, что он имеет, — тело, здо-ровье, богатство и т. д.), которая нередко приводит к солипсизму и ксенофобии. В качестве примера со-стояния абсолютного Н., Фромм, вслед за Фрейдом, приводил пси-хоз — заболевание, характеризую-щееся разрывом связей человека с внешней реальностью и замещением ее своей личностью. Определенное внимание Фромм уделил исследованию Н. как профессионального ка-питала и профессиональной болезни политиков. Квалифицируя полити-ческих лидеров (в том числе и хариз-матических) как нарциссов, Фромм отмечал, что для них и обладателей огромной власти (фараонов, импера-торов, Гитлера, Сталина, Трухильо и т. д.) типична совокупность черт характера, побуждающая их к реа-лизации нарциссических фантазий о своей надчеловеческой природе и приводящая к изоляции от людей и росту страха. В результате исследований группового и общественного Н., Фромм пришел к выводу, что на-ряду с некоторыми позитивными мо-ментами (сплочением людей, созда-нием ощущения удовлетворенности и др.) и полезными социальными функциями, обеспечивающими су-ществование социальных групп и об-щества, эти формы Н.
вместе с тем представляют большую опасность для людей и существования челове-чества. По Фромму, степень группо-вого Н. соответствует реальной не-удовлетворенности жизнью членов данной группы, в силу чего харак-терными чертами группового Н. яв-ляются агрессивность и фанатизм. Как один из источников человеческой агрессивности, групповой Н. (в том числе и национальный) по-рождает и обеспечивает психические предпосылки национализма, нацио-нальной ненависти и войн. Общественный Н., по Фромму, в своей экс-тремальной (злокачественной) форме порождает нарциссическую энер-гию, которая действует против жизни и роста и выступает как источник агрессии, насилия, деструкции, войны и смерти. В качестве очевидных и частых симптомов патологии об-щественного Н., Фромм указывал на недостаток объективности и способ-ности к разумному суждению. В роли сил, противостоящих всевозрас-тающей интенсивности группового Н. и его многообразным религиозным, национальным, расовым и полити-ческим формам, Фромм рассматривал гуманизм, научное и философское мышление, критицизм и образование. Эти антинарциссические силы, по Фромму, в конечном счете должны помочь людям осознать и добиться подлинной цели и духовного разви-тия — освобождения от всех злока-чественных и недоброкачественных проявлений индивидуального, груп-пового и общественного Н.

В. И. Овчаренко

НАСИЛИЕ — см. СОЦИАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ

НАТОРП (Natorp) Пауль (1854— 1924) — немецкий философ, пред-ставитель марбургской школы нео-кантианства. С 1885 преподавал в Марбургском университете на кафедре философии. Работы Н. можно условно подразделить на три боль-ших блока, посвященых главным образом: 1) историко-философской; 2) логико-психологической и 3) со- циально-педагогической тематике. Особенно велик круг его работ, по-священных историко-философским проблемам, среди которых основопо-лагающее значение принадлежит ис-следованию античной философии: "Исследования по истории пробле-мы познания в древности. Протагор,

Демокрит, Эпикур и скепсис" (1884), "Этика Демокрита" (1893), "Государство Платона" (1898).

Главная работа в этом цикле — "Учение Платона об идеях" (1903). В центре философских интересов Н. находятся главным образом вопросы теории познания у античных мыслителей, которых он рассматривает как во многом непосредственных предшест-венников кантовского критицизма. Среди идей, предваряющих неокан-тианство, Н. располагает и гносео-логические взгляды Декарта, кото-рому он посвятил значимую работу своего историко-философского цикла — "Теория познания Декарта. Этюд из предыстории критицизма" (1882). В своем анализе античных философов Н. избыточно осовреме-нивал их взгляды, приближая их в своем истолковании к философским системам Нового времени и в особен-ности к системе идей Канта. Очень характерной в этом плане оказывается и трактовка Н. античного скеп-тицизма, рассматриваемого как учение, непосредственно примыкающее к критическим идеям Канта. Анало-гичной оказывается и интерпретация Н. философии Платона, с изуче-ния которой ученый и начал, по сути, свой творческий путь в философии. К такой аберрации Н. привела осу-ществленная им подчеркнуто ориги-нальная интерпретация платоновской "идеи", которую Н. трансформи-ровал в исключительно логический закон, выражающий единство в мно-гообразии и постоянство в изменчивости. Этот закон, по мысли Н., представляет собой "метод", при помощи которого мышление и форми-рует свой предмет. В своей философии Н. ориентировался на математику, которая так же, как философия, на взгляд Н., исследует логическое на-чало. По Н., математика ищет лишь частные проявления этого закона, философию же интересует оконча-тельное единство всякого мышле-ния, проявляющееся в логической функции. При этом саму философию Н. отождествлял с логикой — не фор-мальной, а с учением, исследующим в духе Канта и Когена априорные ус-ловия единства точных наук. Как и Коген, Н. стремился использовать математику для обоснования своей беспредпосылочной гносеологии, рассматривая функциональные от-ношения в математике как такие, источник которых находится не в ре-альности и не зависит от субъекта; они, по Н., положены самой мыслью и восходят к априорным условиям мыслимости любых объектов и лю-бых их связей. В последние годы жизни Н. приходит к идее так назы-ваемой общей логики, отступая при этом от некоторых идей Канта и при-ближаясь к логицизму скорее геге-левского толка. Кроме гегельянских, в его творчестве начинают звучать отголоски и более ранних мыслителей — Гераклита, Платона, Николая Кузанского. Это проявилось в поисках так называемого изначального единства "трех высших понятий" — мышления, бытия и познания. С по-зиций этого единства, всякое мыш-ление оказывается мышлением бытия, и всякое бытие — бытием мысли. Эту точку зрения первичного един-ства, будто бы возвышающегося над мышлением и бытием, Н. называет "простым полаганием" или "тезисом". Вместе с ним впервые возникает мы-шление, логос. Это первоначальное полагание, в котором и обнаружива-ется изначальное единство мышле-ния, бытия и познания, гласит: es ist или "нечто есть". В своей общей логике, которая хотя и занята всеми этими проблемами, Н. использует многие достижения классического идеализма. Так, у Гегеля Н. заимст-вует тройственную структуру про-цесса полагания: полагание, проти- вополагание и полагание единства различенных противоположностей. Сформулированный Н. закон совпа-дения гласит: простое полагание и его отрицание совпадают в синтезе, составляя тем самым триаду логиче-ского развития: (1) мышление как безразличное тождество отрицает себя, выступая в качестве собственной противоположности — бытия (2), и воссоединяется с самим собой через познание (3). Этой тройственности у Н. соответствуют "безразличие", "дифференцирование" и "совпадение". Закон совпадения предполагает принятие противоречия в истин-ный логос. То, что противоречит, существует не в обычном смысле понятия существования, это — "небы-тие", и оно в конечном смысле есть несуществование логического бытия. Но бытийный смысл небытия оказывается более содержателен, по Н., чем смысл простого бытия. И если в "бытии" небытия утверждение одерживает победу, то одерживает оно ее только потому, что оно полностью признает право отрица-ния. Все эти идеи явно выводят позд-него Н. из рамок неокантианской философии. Ряд работ Н. — "Фило-софская пропедевтика" (1911), "Со-циальная педагогика" (1911), "Куль-тура народа и культура личности" (1912) — посвящены так называемой социальной педагогике, главная идея которой — идеал неограничен-ного господства духа и направленное на пробуждение в каждом человеке сознание внутренней свободы. Н. стремился создать целостную систему воспитания, целью которой была бы гармония индивидуального и социального начал в человеке. Осмысление Н. в качестве предмета философии финального единства мышления, выводимого им из методологически артикулированной платоновской "идеи" (переосмысление Платона в духе "панметодизма", по самооценке Н.), позволили ему наметить кон-туры новой философской интер-претации единства как мышления, бытия и сознания, равно фундиро-ванных логическим "первоначалом", так и философии, логики и матема-тики, ориентированных на постиже- ниє различных сторон логического начала как первоначала. Н. сыграл значительную роль в становлении гносеологической концепции мар-бургской школы неокантианства.

Т. Г. Румянцева

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме НАРЦИССИЗМ:

  1. 2. ВТОРИЧНЫЙ НАРЦИССИЗМ, ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ПЕРЕНОС И ПРИЗНАНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
  2. НАРЦИССИЗМ (греч. Narciss - Нарцисс, Наркисс
  3. 4. РАЗРЕШЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ПЕРЕНОСА
  4. ГЛОССАРИЙ
  5. 1. КРИСТАЛЛИЗАЦИЯ ГЕНИТАЛЬНОГО ОБЪЕКТНОГО ЛИБИДО
  6. 3. ФАЛЛИЧЕСКИ-НАРЦИССИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР
  7. Глава 8 ПОДСАДНЫЕ УТКИ ДЛЯ РАСКРУТКИ
  8. ЭТНОЦЕНТРИЗМ
  9. Ведите себя как жена и обращайтесь с ним как с мужем
  10. ГЛАВА XIII. БАЗОВЫЙ КОНФЛИКТ МЕЖДУ ПОТРЕБНОСТЯМИ И ВНЕШНИМ МИРОМ
  11. 1. «АРИСТОКРАТИЧЕСКИЙ» ХАРАКТЕР
  12. 3. УСЛОВИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ХАРАКТЕРА
  13. 1. ИСТЕРИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР
  14. 1. ТЕХНИКА ИНТЕРПРЕТАЦИИ: ЕЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И НЕКОТОРЫЕ ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ
  15. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ
  16. СВЕРХ-Я