<<
>>

Наследие Паскаля в последующей истории философии.


Прогрессивная и новаторская роль рационалистической методологии Паскаля очевидна из того, что сказано выше, в особенности в связи с «Логикой Пор-Рояля». Не менее очевидна антиклерикальная, антииезуитско-антикатоличе- ская роль «Провинциальных писем», приговоренных к сожжению католической церковью.
Совсем недогматический характер религиозности Паскаля и его глубокая приверженность науке и неотделимой от нее рациональности обусловили яростные выступления против него (как при его жизни, так и посмертно) его злейших врагов — иезуитов. Разоблаченные им как чудовищные ханжи и лицемеры, они стремились вернуть ему это же обвинение, объявляя автора «Писем» лживым, замаскированным атеистом, изображающим себя глубоко верующим человеком (который, даже став отшельником Пор-Рояля, не оставлял научных занятий).
В разгар французского Просвещения XVIII в., когда материализм и атеизм стали могучей общественной силой, отношение к Паскалю было существенным показателем философских позиций французских просветителей, что будет показано в следующей книге.
Мировоззрение Паскаля — существенный элемент современной идейной жизни. Во Франции в нашем веке возникло общество «друзей Паскаля». Некоторые представители экзистенциализма (одного из основных направле-ний современного буржуазного идеализма), особенно те из них, кто не считает общие проблемы бытия элементом предмета философии и видит в осмыслении человеческого существования ее главную задачу, трактуют Паскаля, не претендовавшего на создание какой-то законченной философской системы, как своего отдаленного предшественника, постигшего трагическую судьбу и одиночество человека перед лицом бесконечности. Вместе с тем философские воззрения Паскаля импонируют тем буржуазным философам и ученым, которые, испытывая неприязнь к схоласти- ческо-неотомистской традиции и теологической спекуляции, видят в авторе «Мыслей» .вдохновляющий пример гармоничного сочетания самой /лубокой учености и высокого ума с самой покорной верой [см. 180—184, 189 и др.].
<< | >>
Источник: Соколов В. В.. Европейская философия XV —XVII веков: Учеб. пособие для филос. фак-тов ун-тов.. 1984
Помощь с написанием учебных работ

Еще по теме Наследие Паскаля в последующей истории философии.:

  1. АНЕНЕРБЕ (нем. Ahnenerbe - «Наследие предков», полное название - «Немецкое общество по изучению древней германской истории и наследия предков»
  2. 6. МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ И РЕЛИГИОЗНО-МИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА У ПАСКАЛЯ
  3. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
  4. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
  5. Раздел II. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  6. ГЛАВА IX. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
  7. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
  8. Общая библиография по истории философии
  9. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  10. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ