НАЦИОНАЛИЗМ
— специфическое состояние сознания этноса и со-циально-психологических ориентации людей, а также сопряженные с ними идеология, теория и социальная практика. Для обыденного со-знания слово "Н." не имеет нейтрального звучания, оно всегда эмоционально окрашено.
Суть Н. составляет проповедь собственной национальной выделенности и (или) исключительности, с необходимостью дополняемая недоверием к чужим (конкретно определяемым) этническим общностям и (в крайних проявлениях) — отказом им в праве на существование. Типичен для цивилизаций локаль-ного типа, чья культура фундирована осевой аксиологической оппози-цией Мы — Они. Н. возникает как реакция этноса на деструктивные воздействия внешней среды (экономические, социальные и политичес-кие процессы, иноэтнические воздей-ствия). Н. как политический принцип результировался в процессах образования национальных государств, распада империй и отделения колоний от метрополий. Таким образом, Н. как "фактор влияния" превзошел и мировые религии докапиталисти-ческих обществ, и государственные образования имперского типа Нового времени. В первой таксономии Н. противостоял христианству и космо-политизму, во второй — интернационализму и империализму.В рамках мононациональных государств Н. может варьироваться от изоляционизма (Албания 1960—1980-х) до экспансионизма ("японская модель"). В зависимости от исторической судьбы, численности, специфики доминирующих в его границах способов деятельности, степени различия его культурных норм с соседями и т. д. реакция этноса (или "градус" Н.) может кардинально изменяться. Н. выступил, в частности, ответной реакцией многих этнических общностей на усиливающийся общемировой процесс интернационализации. Эта тенденция в контексте исторического опыта явилась неоднозначной. В экстремальных вариантах проявления Н. в национальном сознании происходит фетишизация собственно этнического начала, которое начинает рассматриваться как пре-дельное основание бытия данной общности людей, как единственный критерий дифференциации между ними. Этническое становится объектом своего рода культа (вплоть до ри- туализации). Н. чаще всего сводит этнические различия к генетическим, а последние — к их внешним проявлениям, которые и определяются в качестве единственного фактора, конституирующего национальную целостность. Идеология Н. постулирует также приоритет националь-ных ценностей перед личностными, приоритет государственности перед любыми иными формами социальной самоорганизации этноса, приоритет мифологизируемого национального прошлого и желаемого будущего перед настоящим, приоритет "культурной" и "народной" самобытности перед установками "бескорневой" интеллигенции. Для индивида в условиях кризиса традиционных общественных институтов этнос — на-Нацкональный характер 677
иболее устойчивая референтная группа, а Н. — самый доступный пси-хологический субститут выхода из состояний фрустрации. Неизбежно недооценивая всю сложную систему созданной этносом хозяйственной, политической, духовной культуры, результаты многочисленных ме-жэтнических взаимопроникновений (в том числе и генетических), имевших место в исторической судьбе данного народа, Н. абсолютизирует этническую замкнутость, ведущую к застою, упрощению и упадку данной национальной культуры. Н. — неизбывная и в известном смысле позитивная черта человеческого со-общества, ибо даже потенциальная угроза его экспансии необходимо стимулирует процессы обновленчес-кой трансформации структур между-народного сотрудничества в решении глобальных проблем и оптимизации всей совокупности межгосударственных отношений.
А. А. Грицанов
Еще по теме НАЦИОНАЛИЗМ:
- НАЦИОНАЛИЗМ
- НАЦИОНАЛИЗМ
- Фридрих Лист. «Национальная система политической экономии», 2005
- НАЦИЯ (лат. natio - племя, народ
- ЭТНОЦЕНТРИЗМ (греч. ethnos - группа, племя, народ и лат. centrum средоточие, центр
- ЭТНОЦЕНТРИЗМ (греч. ethnos - группа, племя, народ и лат. centrum средоточие, центр
- НАЦИЯ
- Сущность нации
- § 2. Федеративное государство
- НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА