НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
— совокупность наиболее устойчивых психологических качеств, сформи-рованных у представителей нации в определенных природных, истори-ческих, экономических и социально- культурных условиях ее развития.
В соответствии с используемыми ме-тодами анализа, интерпретации и сбора материалов в изучении Н. X. выделяются: культурно-исторический, этнографический и психологический подходы. Ведущим среди них признается первый, отстаивающий принцип культурного или социального детерминизма, согласно которому различия в Н. X. разных народов обусловлены влиянием культурной среды. Изначально описательное понятие Н. X. выступало объектом анализа историков, философов, географов, путешественников, литераторов, которые использовали его для объяснения и характеристики пси-хологии отдельных народов мира, их стиля и образа жизни, нравов, обычаев, поведения и др. Традиции первых упоминаний о Н. X. восходят к античности, к работам Геродота, Тацита и др. Впоследствии на проблему Н. X. также было обращено внимание Гердера, Юма, Канта, Гегеля, а также Данилевского, В. О. Ключевского, В. С. Соловьева, Бердяева, Н. О. Лосского и др., ито-гом которого явились психологические портреты русского и других народов. Специальное, наиболее глубокое и всестороннее изучение феномена Н. X. обрело в начале 1920-х в американской психологической антро-пологии в русле теоретико-методоло- гического направления "Культура и личность". Основой последнего вы-ступали культурный детерминизм школы Боаса (Бенедикт, М. Мид) и неофрейдизм (А. Кардинер, Р. Лин- тон, К. Дюбуа, И. Халлоуэл и др.). Представители этого направления полагали, что каждая культура обладает специфическим, относительно устойчивым типом личности, вы-явление которого (а значит, и Н. X.) возможно посредством изучения осо-бенностей и условий первичной социализации детей. Видным представителем этого направления Дж. Горером были возглавлены специальные ис-следования Н. X. В их русле были разработаны концепции "базовой структуры личности" (Кардинер), "модальной" (Линтон), а позднее и "мультимодальной личности" (А. Ин- кельс, Д. Левинсон). Согласно поло-жениям этих концепций, свойства Н. X. выводимы из "базовой" или "модальной" личности. Предполагалось, что каждая культура формирует свою, только ей присущую базо-вую структуру личности, которая представляет собой комплекс типич-ных личностных черт, характерных для людей, выросших и воспитанных в условиях этой культуры. Для изучения базовой личности исполь-зовались описательные этнологические методы. Первоначальные исследования Н. X.ограничивались наблюдением и этнографическим описанием обычаев, традиций, быта, образа жизни народов. В дальнейшем этнографические методы сбора информации были дополнены психо-анализом как методом ее основной интерпретации, а также методами анализа документов (литературных произведений, публицистики, биографических описаний, официальных материалов и др.). В более поздних исследованиях широко применялись психологические тесты, в том числе проективные (тест Г. Мюррея — ТАТ, тест Роршаха), глубинное интервью и др. Впоследствии понятие "базовой структуры личности" было дополнено (а впоследствии и заменено) статистическим понятием "модальной личности", предполагавшим наиболее часто встречающийся в данной культуре (модальный) тип личности, выявляемый с помощью резуль-татов психологического тестирования. И соответственно, Н. X. должен был быть связан с частотой распрост-ранения типов модальной личности в том или ином обществе. Инкельсом и Левинсоном, выразившими сомнение относительно существования мо-дальных личностей, единых для всего современного общества, было предложено новое понятие "мульти-модальной личности". В соответствии с ним Н. X. может быть представлен не единственным типом личности, а рядом "типичных модальных лич-ностей", отражающих специфику и особенности различных социальных и этнических групп сложного совре-менного индустриального общества. В рамках данного направления реа-лизованы исследования не только доминирующих типов личности среди представителей культур племен-ного типа, но и Н. X. представителей сложных современных культур: немцев (Фромм, У. Лангер, Эриксон), русских (Горер, М. Мид, Эриксон, Б. Каплан, К. Клакхон), японцев (Клакхон, Бенедикт) и др. К концу 1950-х направление "Культура и лич-ность" претерпело глубокий кризис. Его основные положения подверглись серьезной критике со стороны психологов, социологов, этнологов за отождествление Н. X. с идеей единой для общества структуры личности, а также за абсолютизацию межкультурных и недооценку внутрикуль- турных различий. Проблема Н. X. до настоящего времени продолжает оставаться дискуссионной. Имеются разные мнения о том, существует ли Н.X. вообще. Среди психологов и этнологов, утвердительно отвечающих на этот вопрос, нет единства в воззрениях относительно природы, содержания и сущности Н. X. На начальном этапе изучения Н. X. споры вызывала проблема самой природы Н. X. (социальной или биологической). С одной стороны, Н. X. рассматривался как предопределенный генетически, передающийся по наследству из поколения в поколение. С другой стороны, наоборот, — как феномен, обусловленный социально- историческими и культурными ус-ловиями развития нации. Долгое время являлись дискуссионными вопросы: а) об уникальности и универсальности черт Н. X.; б) соотношения Н. X. с характером каждого представителя нации и распростра-ненности черт Н.X. среди нации в целом; в) предопределенности и изменчивости Н. X. В последнее время понятие "Н. X." все реже используется в научной литературе. А проблемы психологического своеобразия разных народов исследуются через выявление базовых ценностей, этни-ческих стереотипов, установок, пред-ставлений и др., которые изучаются этнической психологией.Л. И. Науменко
Еще по теме НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР:
- Вопрос 36. Макроэкономика и ее проблемы. Модель экономического оборота на уровне национальной экономики Вопрос 37. Общая характеристика макроэкономических показателей Вопрос 38. Валовой национальный продукт и методы его исчисления Вопрос 39. Национальное счетоводство: балансовый метод, метод системы национальных счетов
- ГЛАВА VIII. ГЕНИТАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР И НЕВРОТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР. СЕКСУАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ХАРАКТЕРНОГО ПАНЦИРЯ
- РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ГЕНИТАЛЬНЫМ ХАРАКТЕРОМ, НЕВРОТИЧЕСКИМ ХАРАКТЕРОМ И РЕАКЦИЯМИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЧУМЫ
- 9.1 Национальный фонд Республики Казахстан:экономическая сущность, роль и необходимость в развитии национальной экономики
- Глава 11. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ
- 1.2. Международная стандартизациябухгалтерского учета как инструмент преодоленияразличий национальных систем бухгалтерского учетаХарактеристика различий национальных систембухгалтерского учета
- ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИРаздел I. ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ЭКОНОМИКИ
- ?????? ?. ?.. ???????????? ?????????, 2005
- ЛАБИЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
- АУТИСТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР
-
Бизнес -
Компьютеры и интернет -
Психология -
Философия -
Финансы -
Экономика -
Юриспруденция и право -
Lecture.Center