НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА
—
особая форма теоретического знания, репрезентирующая предмет исследования науки соответственно определенному этапу ее исторического развития, посредством которой интегрируются и систематизируются конкретные знания, полученные в различных областях научного по-иска.
Термин "картина мира" используется в различных смыслах. Он применяется для обозначения мировоззренческих структур, лежащих в фундаменте культуры определенной исторической эпохи. В этом же значении используются термины "образ мира", "модель мира", "видение мира", характеризующие це-лостность мировоззрения. Термин "картина мира" используется также для обозначения научных онтоло- гий, т. е. тех представлений о мире, которые являются особым типом научного теоретического знания. В этом смысле понятие Н. К. М. используется для обозначения горизонта систематизации знаний, полученных в различных научных дисциплинах. Н. К. М. при этом выступает как целостный образ мира, включающий представления о природе и обществе. Во-вторых, термин Н. К. М. при-меняется для обозначения системы представлений о природе, складыва-ющихся в результате синтеза естественно-научных знаний (аналогичным образом этим понятием обозначается совокупность знаний, полученных в гуманитарных и общественных науках). В-третьих, посредством этого понятия формируется видение предмета конкретной науки, которое складывается на соответствующем этапе ее истории и меняется при переходе от одного этапа к другому. Соответственно указанным значениям, понятие Н. К. М. расщепляется на ряд взаимосвязанных понятий, каждое из которых обозначает осо-бый тип Н. К. М. как особый уровень систематизации научных знаний: "общенаучную"; "естественно-научную" и "социально-научную"; "специальную (частную, локальную) научную" картины мира. Основными компонентами Н. К. М. являются представления о фундаментальных объектах, о типологии объектов, об их взаимосвязи и взаимодействии, о пространстве и времени. В реальном процессе развития теоретического знания Н. К. М. выполняет ряд функций, среди которых главными являются эвристические (функционирование Н. К. М. как иссле-довательской программы научного поиска), систематизирующие и мировоззренческие. Эти функции имеют системную организацию и характерны как для специальных, так и для общенаучной картины мира. Н. К. М. представляет собой развивающееся образование. В исторической динамике Н. К. М. можно выде-лить три больших этапа: Н. К. М. додисциплинарной науки, Н. К. М. дисциплинарно-организованной науки и современную Н. К. М., соот- ветствующую этапу усиления меж-дисциплинарных взаимодействий. Первый этап функционирования Н. К. М. связан со становлением в культуре Нового времени механической картины мира как единой, вы-ступающей и как общенаучная, и как естественно-научная, и как специальная Н. К. М. Ее единство задавалось через систему принципов механики, которые транслировались в соседние отрасли знания и выступали в них в качестве объясняющих положений. Формирование специаль-ных Н. К. М. (второй этап в динамике Н. К. М.) связан со становлением дисциплинарной организации науки. Возникновение естественно-научного, технического, а затем гу-манитарного знаний способствовало оформлению предметных областей конкретных наук и приводило к их дифференциации. Каждая наука в этот период не стремилась к построению обобщенной картины мира, а вырабатывала внутри себя систему представлений о собственном предмете исследования (специальную Н. К. М.). Новый этап в развитии Н. К. М. (третий) связан с формированием постнеклассической на-уки, характеризующейся усилением процессов дисциплинарного синтеза знаний. Этот синтез осуществляется на основе принципов глобального эволюционизма. Особенностью совре-менной Н. К. М. является не стремление к унификации всех областей знания и их редукции к онтологиче-ским принципам какой-либо одной науки, а единство в многообразии дисциплинарных онтологий. Каждая из них предстает частью более сложного целого, и каждая конкретизирует внутри себя принципы глобального эволюционизма. Развитие современной Н. К. М. выступает одним из аспектов поиска новых миро-воззренческих смыслов и ответов на исторический вызов, стоящий перед современной цивилизацией. Обще-культурный смысл Н. К. М. определяется ее включенностью в решение проблемы выбора жизненных стра-тегий человечества, поиска новых путей цивилизационного развития. Изменения, происходящие в современной науке и фиксируемые в Н. К. М., коррелируют с поисками новых ми-ровоззренческих идей, которые вы-рабатываются в различных сферах культуры (философии, религии, искусстве и т. д.). Современная Н. К. М. воплощает идеалы открытой рацио-нальности, и ее мировоззренческие следствия сопряжены с философско- мировоззренческими идеями и ценностями, возникающими на почве различных и во многом альтернативных культурных традиций.JI. Ф. Кузнецова
Еще по теме НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА:
- НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА
- НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА
- Тема 21. НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА И ЕЕ ЭВОЛЮЦИЯ
- Сергей Кара-Мурза. Научная картина мира, экономика и экология, 1995
- Аристотелизирующии креационизм Аквинатаи его картина мира
- КАРТИНЫ ПРОШЛОГО
- МРАЧНАЯ КАРТИНА БЕДНОСТИ
- Глава 3. Столетие фондового рынка: картина начала 1972 года
- МАТЕРИАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО МИРА
- Генезис мира
- ОЩУЩЕНИЕ МИРА И ПОКОЯ
-
Бизнес -
Компьютеры и интернет -
Психология -
Философия -
Финансы -
Экономика -
Юриспруденция и право -
Lecture.Center