<<
>>

НАУКА


— особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с други-ми видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим, фи-лософским постижением мира.
Н. ставит своей целью выявить законы, в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в человеческой деятельности. Поскольку в дея-тельности могут преобразовываться любые объекты — фрагменты приро-ды, социальные подсистемы и обще-ство в целом, состояния человеческого сознания и т. п., постольку все они могут стать предметами научно-го исследования. Н. изучает их как объекты, функционирующие и раз-вивающиеся по своим естественным законам. Она может изучать и чело-века как субъекта деятельности, но тоже в качестве особого объекта. Предметный и объективный способ рассмотрения мира, характерный для Н., отличает ее от иных способов познания. Например, в искусстве от-ражение действительности происходит как своеобразная склейка субъ-ективного и объективного, когда любое воспроизведение событий или состояний природы и социальной жизни предполагает их эмоциональ-ную оценку. Отражая мир в его объ-ективности, Н. дает лишь один из срезов многообразия человеческого мира. Поэтому она не исчерпывает собой всей культуры, а составляет лишь одну из сфер, которая взаимо-действует с другими сферами куль-турного творчества — моралью, ре-лигией, философией, искусством и т. д. Признак предметности и объ-ективности знания выступает важ-нейшей характеристикой Н., но он еще недостаточен для определения ее специфики, поскольку отдельные объективные и предметные знания может давать и обыденное познание. Но в отличие от него Н. не ограни-чивается отражением только тех объектов, их свойств и отношений, которые в принципе могут быть ос-воены в практике соответствующей исторической эпохи. Она способна выходить за рамки каждого истори-чески определенного типа практики и открывать для человечества новые предметные миры, которые могут стать объектами практического ос-воения лишь на будущих этапах раз-вития цивилизации. В свое время Лейбниц характеризовал матема-тику как Н. о возможных мирах. В принципе эту характеристику можно отнести к любой фундамен-тальной Н. Электромагнитные волны, ядерные реакции, когерентные излучения атомов были вначале от-крыты в физике, и в этих открытиях потенциально был заложен принци-пиально новый уровень технологичес-кого развития цивилизации, который реализовался значительно позднее (техника электродвигателей и элект-рогенераторов, радио- и телеаппара-тура, лазеры и атомные электростанции и т. д.). Постоянное стремление Н. к расширению поля изучаемых объектов безотносительно к сегодняшним возможностям их массового практического освоения выступает тем системообразующим признаком, который обосновывает другие ха-рактеристики Н., отличающие ее от обыденного познания. Прежде всего — это отличие по их продуктам (результатам). Обыденное познание создает конгломерат знаний, све-дений, предписаний и верований, лишь отдельные фрагменты которо-го связаны между собой. Истинность знаний проверяется здесь непосред-ственно в наличной практике, так как знания строятся относительно объектов, которые включены в про-цессы производства и наличного со-циального опыта.
Но, поскольку Н. постоянно выходит за эти рамки, она лишь частично может опереться на наличные формы массового прак-тического освоения объектов. Ей нужна особая практика, с помощью которой проверяется истинность ее знаний. Такой практикой становится научный эксперимент. Часть знаний непосредственно проверяется в эксперименте. Остальные связываются между собой логическими свя-зями, что обеспечивает перенос ис-тинности с одного высказывания на другое. В итоге возникают присущие Н. характеристики: системная орга-низация, обоснованность и доказанность знания. Далее, Н., в отличие от обыденного познания, предполагает применение особых средств и методов деятельности. Она не может ограничиться использованием толь-ко обыденного языка и тех орудий, которые применяются в производстве и повседневной практике. Кроме них ей необходимы особые средства деятельности — специальный язык (эмпирический и теоретический) и особые приборные комплексы. Именно эти средства обеспечивают иссле-дование все новых объектов, в том числе и тех, которые выходят за рамки возможностей наличной производст-венной и социальной практики. С этим же связаны потребности Н. в по-стоянной разработке специальных методов, обеспечивающих освоение новых объектов безотносительно к возможностям их сегодняшнего прак-тического освоения. Метод в Н. час-то служит условием фиксации и вос-производства объекта исследования; наряду со знанием об объектах, Н. систематически развивает знание о методах. Наконец, существуют спе-цифические особенности субъекта научной деятельности. Субъект обы-денного познания формируется в самом процессе социализации. Для Н. же этого недостаточно — требуется
Наука 673 особое обучение познающего субъекта, которое обеспечивает его умение применять свойственные Н. средства и методы при решении ее задач и проблем. Кроме того, систематические занятия Н. предполагают усвое-ние особой системы ценностей. Фундаментом выступают ценностные установки на поиск истины и на постоянное наращивание истинного знания. На базе этих установок исторически развивается система идеалов и норм научного исследования. Эти ценностные установки составляют основание этики Н., запрещающей умышленное искажение истины в угоду тем или иным социальным целям и требующей постоянной инновационной деятельности, вводя за-преты на плагиат. Фундаментальные ценностные установки соответствуют двум фундаментальным и определяющим признакам Н: предметности и объективности научного познания и ее интенции на изучение все новых объектов, безотносительно к наличным возможностям их массового практического освоения. В развитии научного знания можно выделить стадию преднауки и Н. в собственном смысле слова. На первой стадии зарождающаяся Н. еще не выходит за рамки наличной практики. Она моделирует изменение объектов, включенных в практическую дея-тельность, предсказывая их возможные состояния. Реальные объекты замещаются в познании идеальными объектами и выступают как абстрак-ции, которыми оперирует мышление. Их связи и отношения, операции с ними также черпаются из практики, выступая как схемы практических действий. Такой характер имели, например, геометри-ческие знания древних египтян. Первые геометрические фигуры были моделями земельных участков, причем операции разметки участка с помощью мерной веревки, закрепленной на конце с помощью колышков, позволяющих проводить дуги, были схематизированы и стали способом построения геометрических фигур с помощью циркуля и линейки. Переход к собственно Н. связан с новым способом формирования идеальных объектов и их связей, моделирующих практику. Теперь они черпаются не непосредственно из практики, а создаются в качестве абстракций, на основе ранее созданных идеальных объектов. Построенные из их связей модели выступают в качестве гипотез, которые затем, получив обоснование, превращаются в теоретические схемы изучаемой предметной области. Так возникает особое движение в сфере развивающегося теоретического знания, которое начинает строить модели изуча-емой реальности как бы сверху по отношению к практике с их последу-ющей прямой или косвенной практической проверкой. Исторически первой осуществила переход к собственно научному познанию мира математика. Затем способ теоретического познания, основанный на движении мысли в поле теоретических идеаль-ных объектов с последующей экспе-риментальной проверкой гипотез, утвердился в естествознании. Третьей вехой в развитии Н. было формирование технических Н. как своеобразного опосредующего слоя знания между естествознанием и производством, а затем становление социальных Н. Каждый из этих этапов имел свои социокультурные предпосылки. Первый образец математической теории (евклидова геометрия) возникла в контексте античной куль-туры, с присущими ей ценностями публичной дискуссии, демонстрации доказательства и обоснования как условий получения истины. Ес-тествознание, основанное на соединении математического описания природы с ее экспериментальным исследованием, формировалось в ре-зультате культурных сдвигов, осу-ществившихся в эпоху Ренессанса, Реформации и раннего Просвещения. Становление технических и со-циальных Н. было связано с интенсивным индустриальным развитием общества, усиливающимся внедре-нием научных знаний в производство и возникновением потребностей научного управления социальными процессами. На каждом из этапов развития научное познание услож-няло свою организацию. Во всех развитых Н. складываются уровни теоретического и эмпирического ис-следования со специфическими для них методами и формами знания (основной формой теоретического уровня выступает научная теория; эмпи-рического уровня — научный факт). К середине 19 в. формируется дис-циплинарная организация Н., воз-никает система дисциплин со сложными связями между ними. Каждая из Н. (математика, физика, химия, биология, технические и социаль-ные Н.) имеет свою внутреннюю дифференциацию и свои основания: свойственную ей картину исследуемой реальности, специфику идеалов и норм исследования и характерные для нее философско-мировоззренче- ские основания. Взаимодействие Н. формирует междисциплинарные ис-следования, удельный вес которых возрастает по мере развития Н. Каждый этап развития Н. сопровождался особым типом ее институциа- лизации, связанной с организацией исследований и способом воспроизводства субъекта научной деятельности. Как социальный институт Н. начала оформляться в 17-—18 вв., когда в Европе возникли первые научные общества, академии и научные журналы. В 20 в. Н. превратилась в особый тип производства научных знаний, включающий мно-гообразные типы объединения ученых, в том числе и крупные исследовательские коллективы, целенаправ-ленное финансирование и особую экспертизу исследовательских про-грамм, их социальную поддержку, специальную промышленно-техни- ческую базу, обслуживающую науч-ный поиск, сложное разделение труда и целенаправленную подготовку кадров. В процессе исторического развития Н. менялись ее функции в социальной жизни. В эпоху станов-ления естествознания Н. отстаивала в борьбе с религией свое право участвовать в формировании мировоззрения. В 19 в. к мировоззренческой функции добавилась функция — быть производительной силой. В первой половине 20 в. Н. стала приобретать еще одну функцию, она стала превращаться в социальную силу, внедряясь в различные сферы социальной жизни и регулируя различные виды человеческой деятельности. В современную эпоху в связи с глобальными кризисами возникает проблема поиска новых мировоззренческих ориентаций человечества. В этой связи переосмысливаются и функции Н. Ее доминирующее поло-жение в системе ценностей культуры во многом было связано с ее технологической проекцией. Сегодня важно органичное соединение ценностей научно-технологического мышления с теми социальными ценностями, которые представлены нравствен-ностью, искусством, религиозным и философским постижением мира. Такое соединение представляет собой новый тип рациональности. В развитии Н. начиная с 17 в. можно выделить три основных типа рациональности: классическую (17 — начало 20 в.), неклассическую (первая половина 20 в.), постнеклассическую (ко-нец 20 в.). Классическая Н. предполагала, что субъект дистанцирован от объекта, как бы со стороны познает мир, и условием объективно истинного знания считала элиминацию из объяснения и описания всего, что относится к субъекту и средствам де-ятельности. Для неклассической рациональности характерна идея от-носительности объекта к средствам и операциям деятельности; экспли-кация этих средств и операций выступает условием получения истинного знания об объекте. Образцом реализации этого подхода явилась квантово-релятивистская физика. Наконец, постнеклассическая ра-циональность учитывает соотнесенность знаний об объекте не только со средствами, но и ценностно-целевыми структурами деятельности, предпо-лагая экспликацию внутринаучных ценностей и их соотнесение с социаль-ными целями и ценностями. Появление каждого нового типа рациональности не устраняет предыдущего, но ограничивает поле его действия. Каждый из них расширяет поле ис-следуемых объектов. В современной постнеклассической Н. все большее место занимают сложные, исторически развивающиеся системы, включающие человека. К ним относятся объекты современных биотехнологий, в первую очередь генной инжене-рии, медико-биологические объекты, крупные экосистемы и биосфера в целом, человеко-машинные системы, включая системы искусственного интеллекта, социальные объекты и т. д. В широком смысле сюда можно отнести любые сложные синерге- тические системы, взаимодействие с которыми превращает само человеческое действие в компонент системы. Методология исследования таких объектов сближает естественнонаучное и гуманитарное познание, составляя основу для их глубокой интеграции. (См. также Дисципли- нарность.)
©В. С. Степин
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме НАУКА:

  1. ДЕВИАНТНАЯ НАУКА
  2. Наука, мораль, искусство
  3. ГЛАВА VIII. НАУКА
  4. НАУКА
  5. 9. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО КАК НАУКА.
  6. Глава 2. Наука конституционного права
  7. "ВЕСЕЛАЯ НАУКА
  8. Наука и мудрость
  9. ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ НАУКА
  10. НАУКА
  11. 4. Наука и этика
  12. 1.3. Наука уголовно-исполнительного права
  13. Макс Вебер. Наука как призвание и профессия, 1990
  14. § 4. Наука конституционного права в XX веке
  15. Наука как призвание и профессия
  16. Глава 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КАК НАУКА
  17. 3-1. Макроэкономика как наука об экономических колебаниях
  18. 8. РУССКАЯ НАУКА МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА
  19. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ АРИСТОТЕЛЯ. НАУКА, ИСКУССТВО И ОПЫТ
  20. ПСИХОЛОГИЯ (греч. psyche - душа, logos - учение, наука, слово