<<
>>

НЕЛИНЕЙНЫХ ДИНАМИК ТЕОРИЯ


— конституируемая в совре-менной культуре теория, описываю-щая процессы, которые могут быть отнесены к нелинейным, т. е. таким, в процедурности которых реализует себя феномен версификации (ветвле-ния) перспективных траекторий эволюции.
Идея линейности являлась доминирующей в европейской культуре на протяжении практически всей ее истории, ибо освоенные до сих пор типы системной организации объектов (от простых составных до развивающихся) могли быть адекватно интерпретированы в этой парадигме. В естественно-научном познании это находит свое выражение в идее эволюции, в гуманитарном — в идее прогресса. По оценке Р. Ниебета, "на протяжении почти трех тысяче-летий ни одна идея не была более важной или хотя бы столь же важной, как идея прогресса в западной циви-лизации". Сегодня, вместе с 20 в., покидает сцену и идея линейного прогресса, столь долго сопровождавшая человечество на его пути. Куль-турная ситуация рубежа 20—21 вв. как в социально-историческом изме-рении, так и в научно-познаватель- ном характеризуется существенной нелинейностью своей динамики. Тоффлер оценивает "современную стадию ускорения социальных изменений" как носящую нелинейный характер. Современное общество осу-ществляет радикальный цивилиза- ционный поворот, предполагающий ориентацию на идеал глобальной ци-вилизации как единого планетарного комплекса, оформляющегося на основе этнокультурного разнообра-зия и организационного полицент-ризма. Такой идеал с очевидностью предполагает отказ от презумпции линейного прогресса, основанного на идее унификации путей и форм развития. В фокусе внимания сегодня применительно как к естествен- но-научной, так и к гуманитарной сферам — находится идея нелиней-ности. В современном естествознании очевидным лидером в исследовании нелинейных процессов выступает синергетика (см. Синергетика, При-гожин), непосредственно осмысли-вающая себя в качестве концепции Н. Д. Как было отмечено на Между-народной конференции Общества Сложных Систем (октябрь 1997), на-ука сегодня снимает "линейные очки": синергетика видит целью "за-щиту нелинейного мышления по всему спектру научных изысканий, от квантовой механики до изучения истории человечества". В гумани-тарной сфере также могут быть об-наружены аналогичные тенденции. Теоретические построения, предла-гаемые сегодня философией постмо-дернизма (см. Постмодернизм), от-крыты для рассмотрения в качестве концептуальных моделей Н. Д.: не-линейное письмо, нелинейная темпо- ральность, нелинейная модель динамики бессознательного, "генеалогия" взамен линейной "истории" и т. д. Ведущие представители постмодер-низма эксплицитно оценивают презумпции современной философии в качестве порывающих с классическим стилем мышления (см. Делёз, Лио- тар, Деррида, Джеймисон, Р. Барт, Кристева, Бодрийяр, Фуко, Гваттари). В современной философии шлифуются понятийные средства, необ-ходимые для адекватного описания неравновесных самоорганизующихся систем (как в свое время шлифовались в философском языке понятийно-ло- гические средства описания систем динамических, а потом — развиваю-щихся). Подобно тому как, моделируя — в прогностическом режиме — динамику развивающихся систем, философия 19 в. апеллировала к аб-страктным сферам предметности, являющихся по своему когнитивному статусу идеальным (теоретическим) конструктом (см., например, Монада), — точно так же, модели-руя новый тип динамики (нелинейные самоорганизационные процессы в хаотических аструктурных средах) и вырабатывая понятийный аппарат для описания подобных динамик, философия постмодернизма оперирует идеальными объектами (типа "номадического распределения син-гулярностей", "ризоморфных сред" и т.
п. — см. Номадология, Ризома, Эротика текста). Соответственно тому обстоятельству, что искомая терми-нология находится в процессе своего становления, философия постмодер-низма демонстрирует целый спектр параллельных понятийных рядов, предназначенных для описания выходящего за рамки прежней ис-следовательской традиции объекта: текстологический ряд (см. Означива-ние, Пустой знак, Трансцендентальное означаемое), номадологический ряд (см. Номадология), шизоана- литический ряд (см. Шизоанализ, "Машины желания") и т. п. (Наи-большей мерой конкретности в этом контексте обладают такие постмо-дернистские концепты, как "пись-мо" и "текст", ибо применительно к текстологической версии постмо-дернистской философии возможность использования терминологического тезауруса пост-соссюрианской линг-вистики делает ситуацию более про-зрачной.) Подвергая метатеоретиче- скому осмыслению данный процесс, Фуко отмечает, что в настоящее время осуществляется формирование нового стиля мышления и, собственно, новой культуры: по его словам, новый фундаментальный опыт чело-вечества "невозможно заставить говорить... на тысячелетнем языке ди-алектики". Новый способ видения мира нуждается и в новом языке для своего выражения, однако на данный момент, по оценке Фуко, ново-му опыту "еще только предстоит найти и язык, который будет для него тем же, чем была диалектика для противоречия". Постулируемый постмодернизмом "новый опыт" (см. Трансгрессия), собственно, и может быть интерпретирован как опыт нелинейного видения мира. Таким образом, как методологические и па- радигмальные основания, так и кон-кретные теоретические постулаты концепции Н. Д. хронологически параллельно вырабатываются совре-менной культурой в рамках естест- венно-'Научной (дисциплинарное раз-витие синергетики) и гуманитарной (постмодернистское направление развития философии) ее традиций, что открывает возможности терми-нологического и содержательного взаимодополнения синергетической и постмодернистской версий концепции нелинейных процессов и консти-туирование интегральной концеп-ции Н. Д. на основе интегрирующего взаимодействия последних. В этом отношении становление Н. Д. Т. в современной культуре являет собой единый (в предметном, методологическом и парадигмальном отношени-ях) процесс, реализующийся посредст-вом параллельного разворачивания двух своих направлений: естествен-но-научного, представленного си-нергетической исследовательской программой, и гуманитарного, пред-ставленного философией постмодер-низма. Концептуальная модель Н. Д. создается сегодня во встречном усилии естественно-научного и гуманитар-ного познания, и исследовательские матрицы нелинейного описания объекта хронологически параллельно вырабатываются в рамках естествен- но-научной и гуманитарной традиций. На основе экспликации содержания взаимодействия естественно-науч- ной и гуманитарной концептуальных моделей Н. Д. могут быть сформули-рованы интегральные основоположения оформляющейся в современной культуре Н. Д. Т. в ее синтетическом виде: 1)нелинейность динами-ческих процессов, предполагающая версификацию эволюционных пер-спектив системы, обусловливается ее неравновесностью, пресекающей действие закона больших чисел и от-крывающей возможности радикаль-ных трансформаций содержания и векторной направленности эволю-ции системы посредством формиро-вания веера альтернативных путей ее развития (см. Хаос, Хаосмос, "Постмодернистская чувствительность", Руины); 2) неравновесная система может быть охарактеризована не посредством понятия "структура" (ибо децентрируется и теряет опреде-ленность гештальтной организации), но посредством синергетического по-нятия "диссипативной структуры" как принципиально нефинальной версии конфигурирования неравновес-ной среды или постмодернистского понятия "структурация", фиксирую-щим нон-финальность структурной организации системы, ее открытость радикальным трансформациям (см. Игра структуры, Синергетика); 3) случай-ность есть конструктивный фактор развития системы, объективирующий эволюционные возможности, открывающиеся в точке версифика-ции ее динамики (см. Неодетерминизм); 4) осуществление Н. Д. предполагает своего рода имманентизацию внешнего (материала внешней по отношению к самоорганизующейся системы среды) в качестве фундаментального ме-ханизма самоорганизации (см. Складка, Складывание); 5) Н. Д. носит принципиально вероятностный ха-рактер, т. е. процессуальность само-организации неравновесной системы реализуется (в пределах определен-ного семантического поля возмож-ного) посредством последовательной смены форм организации, каждая из которых не является следствием раз-ворачивания предшествующих форм организации системы (см. Неодетер-минизм). Интегральная Н. Д. Т., конституирующаяся на основе взаи-модополняющего взаимодействия синергетической и постмодернистской исследовательских программ, обладает выраженным когнитивным потенциалом, проявляющимся наи-более отчетливо не столько в прогно-стической, сколько в интерпретационной сфере: так, рассмотрение в свете Н. Д. Т. историко-культурной динамики (например, феномен взаи-модействия культурных традиций) позволяет эксплицировать механизм осуществления диалога культур, за-ключающийся в децентрации культур-ной среды (разрушении культурной оппозиции "ортодоксия — периферия") и достижении культурной средой не-равновесного состояния (что связано с дестабилизацией аксиологических шкал и утратой семантических при-оритетов), которое характеризуется актуализацией креативных возмож-ностей культуры и версификацией ее эволюционных перспектив (см. Ацент- ризм, Ортодоксия). Процесс станов-ления Н. Д. Т. оказывает сущест-венное воздействие на современную культуру в целом. Так, формирова-ние Н. Д. Т. существенно трансфор-мирует современную культурную ситуацию, вызывая содержательные изменения и аксиологические пере-компоновки культурных матриц со-временного знания. Парадигмальные сдвиги в естествознании, вызванные формированием в его контексте си-нергетической исследовательской программы, и парадигмальные сдвиги в гуманитаристике, связанные с оформлением постмодернистской программы в философии, по своей семантике являются конгруэнтными, равно демонстрируя: а) консти-туирование нового понимания детер-минизма, основанного на отказе от логоцентризма и фундированного презумпцией случайной флуктуа-ции как решающего фактора в опре-делении эволюционных перспектив неравновесных сред (см. Логоцент-ризм, Неодетерминизм); б) ради-кальный отказ от идеала жесткой номотетики и ориентация на идио- графические формы описания исследуемой реальности вплоть до признания нарративного характера знания — как в естественно-научном, так и в гуманитарном позна-нии (см. Идиографизм, Нарратив); в) введение в основание естественнонаучных и гуманитарных исследова-тельских программ презумпции тем- поральности как фундаментальной характеристики исследуемой реальности и понимание времени в качестве конституирующегося в ходе самоорганизационных процессов (см. Переоткрытие времени); г) распад субъект-объектной оппозиции как семантической оси стиля мыш-ления классического и неклассического типа и формирование (и в есте-ствознании, и в гуманитаристике) постклассического стиля мышления, основанного на отказе от пре-зумпции бинаризма (см. Бинаризм). Кроме того, процесс формирования Н.Д. Т. посредством встречного взаимодействия синергетической и постмодернистской исследовательских традиций не только дает мощ-ный импульс разворачиванию интег-рационных тенденций, но и задает концептуальные основания для меж-дисциплинарного диалога естествен-ных и гуманитарных наук.
М. А. Можейко
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме НЕЛИНЕЙНЫХ ДИНАМИК ТЕОРИЯ:

  1. ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА
  2. 3.3. Динамика потребностей
  3. Динамика затрат
  4. В.А.Садовничий, А.А.Акаев, А.В.Коротаев, С.Ю.Малков. Моделирование и прогнозирование мировой динамики, 2012
  5. 2.5. Анализ динамики и структуры товарооборота
  6. 23-3. Экономическая динамика гиперинфляции
  7. 3.5. ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ ЦЕН КОНКУРЕНТОВ
  8. 15-2. Динамика цен и проблемы стабилизации
  9. 2.4. Динамика процессов развития цивилизации
  10. Динамика капиталовложений в сфере услуг
  11. Факторы динамики фрахтового рынка
  12. Динамика основного капитала в сфере услуг
  13. 11.3. ЦИКЛЫ В ДИНАМИКЕ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
  14. Тема 18. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА: ИХ ВИДЫ, ДИНАМИКА
  15. 9.1. МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО И МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ДИНАМИКА
  16. 4.4. АДАПТАЦИЯ СТРАТЕГИИ КОНКУРЕНЦИИ К ОСОБЕННОСТЯМ ДИНАМИКИ РЫНКА