<<
>>

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

— период развития европейской философии, охватывающий период с 80-х гг. XVIII в. по 1831 г. (смерть Гегеля). Несмотря на сравнитель-но небольшую длительность, этот

Немецкая классическая философия этап можно считать определенной вершиной развития классических форм мышления, представленной че-тырьмя крупнейшими философами — И. Кантом (1724—1804), И. Г. Фихте (1762—1814), Ф. В. Й. Шеллингом (1775—1854) и Г. В. Ф. Гегелем (1770—1831). Можно сказать, что проблематика классической фило-софии, начиная с Платона и заканчивая философией Нового времени и Просвещения, нашла свое отражение и известное логическое завершение в трудах указанных мыслителей.

Поэтому сам период получил название «классического». После Декарта, с его достоверностью само-познающего «Я», в европейской философии преобладала идеалистическая позиция. И.Кант, преодолевая ограниченность стихийного естест-венно-научного материализма «Ма-тематических начал натуральной философии» И. Ньютона, делает ак-цент на субъект познания. Он указы-вает, что явление (феномен) столь же объективно, сколь и субъективно, поскольку напрямую зависит от структуры восприятия и мышления самого субъекта. Разрабатывая старую проблему о статусе всеобщего (невыводимого из ограниченного опыта), Кант приходит к выводу об априорном характере форм чувст-венного созерцания (время и про-странство) и форм рассудка («сетки» категорий), которыми человек бессознательно пользуется, «наклады-вая» их на объективную действи-тельность. Вопросу о характере познания Кант отдает предпочтение перед проблемой бытия. И. Г. Фихте доводит понятие объекта до своего логического завершения — в роли субъекта выступает уже некое Абсолютное «Я», освободившееся в акте самосознания от всех внешних определе-ний. Вместе с самосознанием возникает и его противоположность «не-Я». Фихте пытается создать теорию деятельности «Я», его активного отношения к миру. Но при этом вся предметная сфера жизнедеятельности человека предстает перед нами как про-дукт собственной деятельности «Я». По существу, эта позиция означает шаг к преодолению субъективистской программы кантианства. Следующая в том же направлении — философия Ф. В. Й. Шеллинга, усиливающая принцип историзма и впервые после Спинозы и Лейбница пытающаяся снять разрушительную противоположность между субъектом и объектом. Шеллинг разделяет общую с Фихте идею о том, что как осознание внешнего мира, так и самосознание не могут быть объяснены лишь на основе ноэтических актов, но подлинное начало сознания состоит в действии относительно мира. Итак, мир природы оказывается миром неосознанной, спящей воНеобходимость и случайность ли, на которую как бы «нанесены» потенциальные интеллекты. В лице человека природа, «просыпаясь», осознает самое себя, и объект смыкается с субъектом. Этот процесс был представлен Шеллингом в ир-рациональной, мистифицированной форме. Отношения природы, культурного мира и человеческого самосознания были в его системе завуа-лированы. Задачу логического прояснения взаимодействия субъекта и объекта стремился разрешить Г. В. Ф. Гегель, создавший стройную и четкую систему взаимопереходов, диалектики понятий. В его трактовке понятий ясно видно влияние тео-рии идей Платона. Гегель говорит о Логике с большой буквы, а не только узкой логике человеческого мышле-ния. Пытаясь воссоздать Логику действительности, Гегель приходит к целостной системе ее идеальных законов, лежащих в основе бытия. Эта структура обозначается им по-нятием Абсолютной Идеи. Здесь Гегель преодолевает Шеллинга — в отличие от бессознательной приро-ды, в которой мистически скрыто чуждое ей идеальное, у Гегеля идеальная основа мира суть залог воз-можности познания, становления самосознания человека, залог перехода Абсолютной Идеи в свою конечную форму — стадию Абсолютного Духа. Так объект становится субъектом, сознательное и бессознательное встречаются на новом уровне. Однако открытое Гегелем диа-лектическое движение не может привести к последнему синтезу и последнему «снятию» противоположностей — мы остаемся в царстве субъект-объектной разде- ленности, отчуждения и вновь возвращаемся в стихию иррационального.

Неогегельянство

<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008

Еще по теме НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ:

  1. Немецкая классическая философия
  2. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  3. Глава VII. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПАНРАЦИОНАЛИЗМ
  4. 8. Немецкая классическая философия и ее главные проблемы.Философия Канта: понятие «вещи в себе» и трансцендентального знания. Антиномии чистого разума.
  5. Глава IX. Классическая немецкая философия
  6. КАНТ Иммануил (1724—1804) — основоположник немецкой классической философии
  7. 1. Социальные и гносеологические основания немецкой философии
  8. НЕМЕЦКАЯ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬ- НО-КРИТИЧЕСК АЯ ФИЛОСОФИЯ
  9. 2. Классический период античной философии
  10. ГАДАМЕР Ханс-Георг (р. 1900) — немецкий философ
  11. ШОПЕНГАУЭР Артур (1788—1860) — немецкий философ
  12. ХАБЕРМАС Юрген (р. 1929) — немецкий философ, социолог и культуролог
  13. ХОРКХАЙМЕР (Horkheimer) Макс (1895-1973) - немецкий философ и социолог
  14. ШВЕЙЦЕР Альберт (1875— 1965) — немецко-французский философ-гуманист, теолог, врач, про-грессивный общественный деятель
  15. Немецкое чудо?
  16. 56. Немецкий либерализм
  17. § 2. "Классическая школа"
  18. Классические стили мужской красоты
  19. 3-3. Классический подход к совокупному предложению