<<
>>

НЕМЕЦКАЯ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬ- НО-КРИТИЧЕСК АЯ ФИЛОСОФИЯ

этап в развитии немецкой и западно-европейской философской мысли с середины 18 до первой трети 19 в., представленный именами Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля. В отечественной историко-философской тради-ции за этим периодом закрепилось в качестве устойчивой квалификационной метки название, данное еще Энгельсом, — "немецкая классичес-кая философия", в котором было им-манентно заложено идеологически ангажированное толкование ее места, роли и значения в качестве непосред-ственного теоретического источника марксизма в области философии.

Более того, в данном обозначении изна-чально наличествовала избыточно заниженная оценка данного истори-

Немецкая трансцендентально- 685 критическая философия

ко-философского этапа, которому во многом отказывалось в самодоста-точности и автономности в качестве полноправного, "золотоносного" ин-теллектуального пласта, имеющего вневременную значимость и ценность (наряду, скажем, с античной и воз-рожденческой философиями, задав-шими непревзойденную духовно-ин-теллектуальную планку для всех времен и народов).

Н. Т.-К. Ф. — это грандиозная эпоха в развитии запад-ноевропейской культуры и философии, хронологически охватывающая почти столетие интенсивнейших, чрезвычайно напряженных и очень ярких по своим результатам и важных по своему последующему воздейст-вию интеллектуальных поисков. Это как бы своего рода философский канон или каноническая философская эпоха, сконцентрировавшая в себе потенциал всей западноевропейской метафизики от Платона до 18 в., — эпоха, навсегда внесенная в класси-ческий ареал мировой философской мысли. Таким образом, Н. Т.-К. Ф. — это своего рода итог всей двухтыся- челетней предшествующей философ-ской традиции, высшее, завершающее звено в развитии новоевропейского философского рационализма и так называемой философской классики (с присущими ей претензиями на систематическую целостность и за-вершенность, убежденностью в есте-ственной упорядоченности мироуст-ройства, наличием в нем гармонии и порядков,доступных рациональ-ному постижению).
И в то же время Н. Т.-К. Ф. — это и тот исток, с которым оказывается генетически связана современная западная философия последней трети 19 и 20 вв., ибо именно ее парадигмальные уста-новки во многом определили облик большинства основных направлений, школ и течений неклассического и постклассического стилей философ-ствования. При всем разнообразии идей и концепций немецкая философия этого периода представляет собой: а) преемственный ряд систем, органически связанных между собой, ибо каждый философ после Канта, начиная выработку собственной кон-цепции, целиком опирался на идеи своего предшественника; б) относи-тельно целостное, единое духовное образование, так как все вышепере-численные мыслители так или иначе придерживались на протяжении данного этапа развития ряда существен-ных принципов. К их числу можно отнести следующие: 1) Сходное понимание роли самой философии в обществе. ("Философия — есть... со-временная ей эпоха, постигнутая в мышлении", — писал Гегель.) Все немецкие мыслители вверяли ей вы-сочайшую духовную миссию — быть критической совестью культуры, осуществлять критическую рефлек-сию по отношению ко всем сферам человеческой жизнедеятельности.

686 Ненасилия философия и этика

Некоторые новейшие философы, особенно Рорти, оспаривают сегодня эту претензию Н. Т.-К. Ф., считая, что Гегель и Кант "вообще восприни-мали философию слишком серьезно" и что на деле она являет собой "только один из способов сглаживания на-пряжений между сферами культуры". Однако эту точку зрения разделяют сегодня далеко не все представители новейших течений. Так, Фуко, восхищаясь Кантом, писал, что «тот по-ставил проблему философии не по отношению к вечности, а по отношению к "сейчас"» — не созерцать вечное, не рефлексировать историю, а диагностировать наши актуальные становления, пронизывающие эпоху как нечто межвечное, несвоевременное, актуальное. (Почти как у Ницше, говорившего о философе как враче цивилизации.) Немецким мыслите-лям второй половины 18 — первой трети 19 в.

во многом удалось "диа-гностировать" актуальные становле-ния своей эпохи и пронести через все разделы своей философии идею о вы-сочайшей, культурно-цивилизующей, гуманистической миссии философии. В этом плане Н. Т.-К. Ф. остается и по сей день пока недосягаемым идеалом, задавшим высочайшую планку в стремлении дать завершающее осмысление этого мира в концептах. 2) Формирование качественно нового облика самой философии в виде более дифференцированной, тщательно отработанной в категориально-понятийном плане, специальной системы дисциплин, звенья которой взаимосвязаны в единую интеллек-туальную цепь философских кон-цептов, характеризующихся к тому же высокой степенью обобщенности и абстрагированности. В этом плане Н. Т.-К. Ф. крайне сложна для освоения. Как писал, хорошо понимая это, Гегель: "О нас идет слава как о глубоких, но часто неясных мысли-телях". Произведения Канта, Фихте, Шеллинга и того же Гегеля не были рассчитаны на широкого читателя, это специальные философские работы, изобилующие крайне абст-рактными дедукциями и невероятно сложными концептами, некоторые из которых обозначаются совершенно необычными, из ряда вон выходящи-ми и шокирующими словами: архаизмы, неологизмы, головокружительные этимологические изыскания, демон-стрирующие, по словам Делёза и Гваттари, "характерно философский род атлетизма". 3) Ориентация на со-здание (впервые в истории философ-ской мысли) целостной диалектической концепции развития. 4) Наличие ряда общих подходов к трактовке социально-исторической проблематики — обоснование исторической за-кономерности, принципов свободы и гуманизма. Н. Т.-К. Ф. обогатила мысль принципиально новым способом философствования, взяв в каче-стве особого, исходного его пункта сосредоточение всех интеллектуальных интересов главным образом на гносеологической проблематике. В от-личие от предшествующей философии, начинавшей с вопроса о том, что такое предмет, Кант в качестве первоначальной интуиции, развер-тываемой затем в его концептах, ставит вопрос о том, как происходит и как вообще возможно познание о предмете, каковы виды и специфи-ческие закономерности этого познания.
Таким образом, отправляясь в своих рассуждениях от рассмотре-ния познавательного процесса и ус-тановления границ его компетенции, представители Н. Т.-К. Ф. всему и вся попытались дать именно позна-вательную оценку. Слово "трансцен-дентальная" и означает исследова-ние не предметов, а видов их познания, причем исследование этого познания a priori — до опыта, т. е. до того, как наш познавательный инструмент будет пущен в ход. Исследуя диапазон познавательных сил разума, деятели Н. Т.-К. Ф. превращают его одновре-менно и в своего рода трибунал, все и вся ставящий пред своим судом. Поэтому Н. Т.-К. Ф. — это еще и критическая философия. Благодаря осуществленному ей "коперникан- скому" повороту в сторону трансцен-дентализма и признанию того, что все в мире обусловлено в конечном счете нашей априорной познавательной способностью, ее представители возвели философию в ранг неэмпи-рической дисциплины, по сути опре-деляющей когнитивный статус всех других форм дискурса и делающей их легитимными, будь то наука, мо-раль или искусство. Отсюда и ее особый статус "базисной дисциплины", дисциплины оснований, который под-вергается решительной критике в границах новейшей философии под лозунгом "смерти эпистемологии"

Т. Г. Румянцева

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме НЕМЕЦКАЯ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬ- НО-КРИТИЧЕСК АЯ ФИЛОСОФИЯ:

  1. 8. Немецкая классическая философия и ее главные проблемы.Философия Канта: понятие «вещи в себе» и трансцендентального знания. Антиномии чистого разума.
  2. 2. Критическая философия И. Канта
  3. Немецкая классическая философия
  4. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  5. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  6. Глава VII. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПАНРАЦИОНАЛИЗМ
  7. 1. Социальные и гносеологические основания немецкой философии
  8. Глава IX. Классическая немецкая философия
  9. ШОПЕНГАУЭР Артур (1788—1860) — немецкий философ
  10. ГАДАМЕР Ханс-Георг (р. 1900) — немецкий философ
  11. ХАБЕРМАС Юрген (р. 1929) — немецкий философ, социолог и культуролог
  12. ХОРКХАЙМЕР (Horkheimer) Макс (1895-1973) - немецкий философ и социолог
  13. КАНТ Иммануил (1724—1804) — основоположник немецкой классической философии
  14. ШВЕЙЦЕР Альберт (1875— 1965) — немецко-французский философ-гуманист, теолог, врач, про-грессивный общественный деятель
  15. Четвертый Похититель времени;управление в критической ситуации/повторение критических ситуаций
  16. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИИ
  17. Критическая теория