<<
>>

НЕНАСИЛИЯ ФИЛОСОФИЯ И ЭТИКА

— культурно-мировоззренческая парадигма оппозиции насилию в любых формах его проявления. Пони-мается и как идея, и как образ жизни, и как особое умонастроение. В центре — особое отношение к человеку как к высшей ценности мира.

Идеи Н. универсальны: они предполагаются в той или иной степени всеми религиями и культурами мира, они лежат вне идеологий и глубоко лич- ностны (так как предполагается, что выбор между Сциллой примиренчества с насилием и Харибдой приятия оправдания зла и насилия должен сделать каждый человек самостоя-тельно). Позиция Н. требует к тому же реализации еще одного нравст-венного принципа: "Начни с себя". Идеи Н. не имеют ничего общего с партикулярным отношением к чело-веку. В них часть (человек) не меньше целого (общества) и не менее ценна. Основные нравственные принципы, культивируемые философией и этикой Н., — милосердие, терпимость, взаимопонимание, сочувствие, соучастие, противостоящие насилию, господству, подавлению, подчинению, деспотии. Как правило, оба проти-воположных подхода присутствуют как в восточной, так и в западной культурах.
В западной философии традиции Н. как оппозиция жесткой инструментальной рациональности представлена в "диалогической фи-лософии" (Бубер, М. Бахтин, Ф. Эб- нер, Мейер), в этике товарищества по существованию (Гвардини) и бла-гоговения перед жизнью (Швейцер), в экологической этике (Леопольд, Атфильд, Шепард), в программах логически коммуникативной рацио-нальности (Хабермас, Апель), в биоэтике, в религиозных концепциях "интегрального гуманизма" (Маритен), "теономной культуры" (Тиллих), "безрелигиозного христианства" (Д. Бонхеффер), в школе трансцен- денталистов (Г. Д. Торо) и др. В основе идентификации аксиологических доминант в культуре лежит определенная технология деятель-ности и особое понимание места че-ловека в мире, его отношения к природе.
Так, в европейской культуре такой доминантой стало насилие по отношению к природе как к внешнему для человека миру и Н. по отно-шению к человеку, признание ценности человека, индивидуальности, личности (через систему прав чело-века). В восточной же культуре (кон-фуцианство, даосизм, джайнизм, буддизм и др.) наблюдается синте-тизм ценностей различных порядков: ценность живого, непричинение зла человеку, невмешательство в проте-кание природных и социальных процессов, выделение человека как самостоятельной ценности. Христи-анство, с точки зрения проведения идей Н., крайне противоречиво. ("Люби ближнего своего, как самого себя", "Любите врагов ваших...", "Не убий" и т. п., либо "Око за око", "Зуб за зуб", "Рука за руку" и т. п.). Наи-более ярко христианские идеи Н. проявились в протестантизме в сектах так называемых анабаптистов (перекрещенцев) и квакеров. Именно ими были защищены идеи непро-тивления злу насилием. Последние составили центральное звено миро-воззрения Л. Толстого. Этот принцип повелевает воздерживаться от мнимых обид, от возмездия, считает необходимым прощение, любовь вместо мщения во всех без исключения случаях. "Тот, кто хоть раз испытал радость отплатить добром за зло, тот никогда уже не пропустит случая получить эту радость", — писал Л. Толстой. Одной из наиболее ярких фигур, олицетворявших со-бой, по словам С. Цвейга, пример для народа и цивилизаций, несущий в своем мировоззрении и практичес-кой ориентации идеи Н., является также Мохандас Карамчанд Ганди (1869—1948). Для Ганди идея Н. — это не только этическое учение, но и ориентир общественно-политичес-кого движения. Центральным звеном учения Ганди являются так на- зываемые Ахимса и Сатьяграха. Ахимса (букв, непричинение боли и вреда) — понятие амбивалентное. Один его полюс составляет абсолют-ное Н., а другой допускает и убийство в целях защиты. Поэтому у Ганди понимание Ахимса двояко. Негатив-ный аспект предполагает лишение жизни безнадежно и мучительно больных людей и животных, угрожаю-щих людям животных, преступни-ков и т.
п. А позитивный — законы любви и сострадания: любовь к человеку и животным, милосердие, само-пожертвование. Сатьяграха — это метод ненасильственной борьбы, оружие верных истине при неукос-нительном следовании Ахимсе. Са-тьяграха не допускает насилия не только в действиях, но и на словах, в мыслях, в желаниях. Основные методы воздействия — убеждение, уступки, неповиновение, несотруд-ничество, честность, доверчивость. Сатьяграха — это не пассивность, это — активное Н. Месть, кару Ганди заменяет прощением. И в этом видит проявление величайшей мудрости и силы. Этот путь связан с лишениями, страданиями и даже смертью во имя справедливости. Практическая сторона идеологии Н. разраба-тывалась Мартином Лютером Кингом (1929—1968). Его концепция предполагает 6 принципов Н.: Н. — это метод борьбы и требует мужества. В борьбе нельзя унижать против-ника. Н. борется со злом, а не с теми, кто стал его жертвой. Вставший на путь Н. должен быть готовым принять страдание и не должен стре-миться ответить ударом на удар. Ду-ховное насилие также недопустимо, как и физическое. И наконец, спра-ведливость — это одно из вселенских начал. Содействуя справедливости через любовь и Н., мы вносим свой вклад в гармонию Вселенной. "См. также Толстой.)

Е. И.Янчук

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме НЕНАСИЛИЯ ФИЛОСОФИЯ И ЭТИКА:

  1. НЕНАСИЛИЯ философия и этика
  2. Аристотель, В. Шкоды. Философы Греции. Основы основ: логика, физика, этика, 1999
  3. ЭТИКА
  4. 9. Философия Фихте и Шеллинга. Основоположения «наукоучения» в философии Фихте. Понятие «абсолютного тождества» в философии Шеллинга.
  5. Глава 23. ДЕЛОВАЯ ЭТИКА
  6. ЭТИКА
  7. ЛЕКЦИЯ № 30. Профессиональная этика нотариуса
  8. 1. Судебная этика
  9. Глава III. Предметное самоопределение философии. Предмет философии
  10. ГЛАВА I. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
  11. 4. От философии сродности к философии общего дела, от монолога к диалогу
  12. Раздел IV. ПСИХОЛОГИЯ И ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
  13. Шпакова И.В. Психология и этика бизнеса, 2008