<<
>>

5. Необходимость новой парадигмы общественного развития в XXI веке

К многообразию цивилизаций можно относиться по разному. Эволюционная теория утверждает, что разнообразие является положительным фактом и благотворно влияет на человечество как единую живую систему. В то же время, сосуществование различных культур может превратиться в противостояние и привести, в конце концов, к реальному концу истории. Чтобы этого не произошло, мир нуждается в выработке единой стратегии развития.

Несмотря на цивилизационные различия, человечество к началу XXI столетия представляет единую ойкумену, занимает одну экологическую нишу, которая теряет свою значимость из-за безответственного поведения людей.

Любая форма антропогенной деятельности, если она осуществляется без достаточного контроля со стороны общественности, грозит катастрофическими последствиями.

С особой остротой встают проблемы различия уровней жизни «Север-Юг», которые принципиально неразрешимы в рамках современной парадигмы. Как уже отмечалось, прошедшие в Рио-де- Жанейро и Нью-Йорке Специальные сессии ГА ООН не смогли привести к выработке решений, способных кардинально изменить экологическую обстановку на Земле и снизить риск вселенской катастрофы. Более того, на этих форумах сформировалась опасная иллюзия, будто можно с помощью набора технико-экономичес- ких и политико-правовых решений разрешить глобальную экологическую проблему. Наиболее ярко эта иллюзия представлена в концепции «устойчивого развития».

Перспективность идеи устойчивого (регулируемого) развития заключается в игнорировании того факта, что одной из важнейших причин современных цивилизационных противостояний являются процессы модернизации, которые привели к созданию и распространению экономических, политических и социальных стандартов, вызвавших глобальный кризис.

В рамках парадигмы устойчивого развития продолжает углубляться весь комплекс противоречий современной цивилизации. Экологическая «ниша», в которой обитает нынешнее человечество — одна на всех. Ее сужение означает необходимость выработки принципиально новых правил сосуществования. Есть все основания говорить о необходимости принятия во внимание «экологического императива», сохранения окружающей среды, изменение которой недопустимо ни при каких условиях .

Принятие экологического императива необходимо еще и потому, что в настоящее время надежды на естественную адаптацию условий своего обитания иллюзорны и опасны. Возникают и множатся конфликты, попытки разрешения которых старыми методами, могут привести к мировой катастрофе.

Если не будут найдены новые способы воздействия человека на природу, если не будет перестроена система взаимоотношений между государствами и цивилизациями, гибель человечества не-минуема. И выход видится не на пути «устойчивого» развития, а на пути формирования нового мировоззрения, составной частью которого является нравственный императив, коренным образом меняющий отношения между людьми и отношения между человечеством и природой.

Переустройство экологической ниши обитания человека должно начинаться с осознания того факта, что существующих природных ресурсов недостаточно для того, чтобы поддерживать стандарты жизни, достигнутые в странах Западной Европы и Северной Америки, не говоря уже о том, чтобы сделать эти стандарты стандартами для всего народонаселения мира.

Что будет, если каждому жителю Земли предоставить уровень жизни, типичный для «среднего» американца? В сотни раз придется увеличить добычу полезных ископаемых, производство промышленной продукции и продуктов питания, выработку электроэнергии.

И уже при жизни одного поколения наступит предел.

Из этой ситуации просматриваются два выхода. Один из них состоит в том, чтобы не допустить «снижения достигнутых стандартов уровня жизни. Для этого численность населения Земли должна быть оптимизирована. Теоретически эта численность обосновывается в концепции «золотого миллиарда», где оптимальной цифрой считается один миллиард человек. Этот миллиард должны составить жители «развитых» стран Севера, а «неразвитый» Юг должен постепенно исчезнуть. Разумеется, это не произойдет спонтанно, а предполагает длительную борьбу за ресурсы, за политическую и военную гегемонию в мире. Эта борьба уже ведется, но даже на начальном этапе просматривается ее бесперспективность.

Другой выход заключается в снижении «планки» потребления, с тем, чтобы сделать стандарты жизни, достигнутые в развитых странах, гораздо скромнее.

Разумность второго пути очевидна, однако пока нет никаких оснований надеяться, что американцы, немцы, шведы, французы и другие обитатели современного западного «рая» добровольно согласятся на лишения и ограничения. Для них подобные изменения означает ухудшение, деградацию, регресс.

С принятием стратегии ограничения потребления рушится система жизненных ценностей западного человека, непременными составляющими которой является активная жизненная позиция, работа, благополучие, успех, признание. «Быть человеком» в системе западных ценностей — значит обладать «джентльменским» набором отмеченных возможностей. Поэтому выработка нового мировоззрения предполагает глубокие качественные изменения ин-дивидуального и общественного сознания, переориентацию человека на иную систему ценностей, требует новой философии, философии XXI в.

Материальным ценностям может противостоять только система духовных ценностей. Ее составляющими являются приоритет нравственности над политикой; чувство личной ответственности 1. за результаты общего дела; разумная умеренность; развитое экологическое сознание; адекватность; три аксиомы кантовского категорического императива.

Развитие человечества в XXI в. возможно только на пути коэволюции биосферы и ноосферы, совместного развития природы и общества как необходимого условия сохранения человека на Земле. Результатом этой коэволюции должно стать наступление эпохи, в которой будет достигнут паритет и диалог в системе «человек — общество — природа».

Контрольные вопросы и задания

Определите сущность концепции модерна и установите его простран-ственно-временной интервал.

С чего начинается эпоха модерна?

К каким ценностям апеллирует модерн?

Каким образом в эпоху модерна решается взаимосвязь и соотношение культуры и цивилизации?

В силу каких обстоятельств рационализм инверсирует в «формальную» рациональность?

Почему современный мир оказался перед лицом глобальных перемен?

В чем сущность концепции Римского клуба?

К каким выводам пришли участники специальных сессий Генеральной Ассамблеи ООН (1992-1997 гг.), посвященных выработке стратегии развития человечества в XXI в.?

Дайте анализ состояния общества в условиях постмодерна.

Определите главную ценность общества постмодерна.

В чем сущность мультикультурализма?

В чем заключается кризис либерализма?

Что представляют собой новые модели общественной справедливости, имеют ли они перспективу?

О какой новой цивилизационной парадигме идет речь на рубеже XXI века?

Литература

Глобальные проблемы и перспективы цивилизации. М., 1998.

Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

Глобальные проблемы, их суть и поиск путей разрешения. Новосибирск,

1998.

Глобальные экологические проблемы на пороге XXI века. М., 1998.

Гумилев Л. Н. Этносфера: история людей и история природы. М., 1993.

Ефимов Ю. И. Философские проблемы антропосоциогенеза. Л., 1981.

Марсель Г. Люди против гуманности // Философские науки. 1994. № 1-3.

Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера. М., 1990.

Новая технологическая волна на западе. М., 1986.

. Ноосфера: духовный мир человека. Л., 1986.

Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985.

Проблема человека в западной философии. М., 1988.

Сахаров А. Д. Мир, прогресс, права человека. Л., 1990.

Тоффлер А. Футурошок. СПб., 1997.

Феномен человека. Антология. М., 1993.

Фромм Э. Время и бытие. М., 1993.

Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Кн. 1, 2. М., 1991, 1994.

<< | >>
Источник: Кальной И. И.. Философия. Учебное пособие.. 2002

Еще по теме 5. Необходимость новой парадигмы общественного развития в XXI веке:

  1. 3. Коэволюция как новая парадигма развития системы «природа — общество — человек»
  2. РАБОТА 5. УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ЭТИКИ БИЗНЕСА(ролевая игра
  3. 1. Необходимость дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности
  4. 4. Марксистская концепция общественного развития
  5. 3. Гегелевская концепция общественного развития
  6. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА СССР от 16 августа 1984 г. № 14О применении судами законодательства, обеспечивающего право на необходимую оборону t)T общественно опасных посягательств
  7. 1. О некоторых концепциях общественного развития
  8. 10. Особенности общественно-политического и правового развития Руси в период феодальной раздробленности
  9. 9.1 Национальный фонд Республики Казахстан:экономическая сущность, роль и необходимость в развитии национальной экономики
  10. 40. Социальная революция и ее роль в общественном развитии.Революционная ситуация и политический кризис в обществе.