<<
>>

НЕОФРЕЙДИЗМ

— направление в современной философии, социологии, психологии и психоанализе, развившееся из ортодоксального фрейдизма в процессе его социологической реформации. Лидеры Н. — Хорни, Салливан, Фромм и др.

— подвергли критике некоторые фундаменталь-ные биологические и психологические подходы и утверждения Фрейда и намеренно акцентировали роль со- циокультурных детерминант в жиз-недеятельности личности и общества. Разнообразные теории и концеп-ции Н. существенно содействовали распространению психоаналитических ориентаций и внедрению комплекса психоаналитических представле-ний в различные сферы социального теоретизирования и общественной жизни. Как направление Н. существует с 1930-х и пользуется значимой популярностью и влиянием (главным образом в США). (См. Франкфуртская школа.)

В. И. Овчаренко

НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ — 1) определенного рода знание, полученное в результате прямого контактного или дистантного воздействия объекта на органы чувств в процессе ощу-щения или восприятия и которое осознанно не обосновывается, не верифицируется, не оценивается субъектом.

Н. (чувственное) знание связано с опосредованным (дискурсивным) знанием, полученным в результате логического рассуждения. Окружающая действительность как поток раз-дражителей, воспринимаемых через призму языка, предстает перед ин-дивидуумом в виде перцептов (результатов восприятия), имеющих для нас статус реальных объектов; 2) в логике — знание, полученное в процессе вывода из одной посылки и не сопро-вождающееся обоснованием предше-ствующим знанием. Например, из высказывания "Все металлы проводят электрический ток" непосредст-венно выводятся следствия: "Ни один металл не является непроводником", "Некоторые проводящие электрический ток вещества есть металлы", "Ни одно неэлектропроводное вещество не является металлом", "Все не-электропроводные вещества являются неметаллами".

С.

В. Воробьева

НЕСМЕЛОВ Виктор Иванович (1863— 1937) — русский православный богослов, философ, профессор Казанской Духовной академии, с которой связана большая часть его жизни. В 1932 — репрессирован. Основные сочинения: "Догматическая система св. Григория Нисского" (богословская диссертация), "Наука о человеке" (1898— 1907), "Вера и знание с точки зрения гносеологии" (1913), "Вопрос о смысле жизни в учении новозаветного Откровения" и др. Был противником метафизики, выносил вопрос о Боге за пределы философии, как доступный только вере. Н. претендовал на то, что его мировоззрение построено на фактах, а не на понятиях. В своей двухтомной книге "Наука о человеке" он строит систему православной антропологии исходя из внутреннего опыта или самосознания человека. Главной задачей православной антропологии или психологии Н. считает показ тождества христианской истины с идеальным самосознанием человека. «Загадка о человеке» есть, по Н., "перводвигатель религиозного развития". Загадочна в человеке, по мысли Н., его двойственность: по самой природе своей личности че-ловек является безусловной сущностью, одновременно действительно существует как простая вещь физического мира. В самосознании человек выходит за пределы вещного мира, однако обречен жить в ограни-ченности своего тела. Человек как стремящийся к свободе — свободен идеально, а также свободен и "реально", фактически реализуя идеал свободы в собственном существовании. По утверждению Н., "в идее свободы я осуществляется не как пассивное сознание и выражение особности че-ловека от окружающих его предметов, а как живая энергия, которая существует сама по себе, независимо от всех данных условий жизни, и утверждается сама для себя, независимо от всех единичных состояний со-знания, т. е. я осуществляется не как животная особь, а как свободная личность, могущая не только пере-живать известные выражения жиз-ни, но и творить все содержание жизни своею собственною властною волей. В силу же такого самоопреде-ления человек перестает быть тем, что он фактически есть, и становится тем, чем он желает быть и чем стремится быть".

Человеческая личность фактом своей идеальной реальности непосредственно утверждает объективное существование Бога как истинной Личности. Грехопадение Н. понимает как отступление че-ловека от своей идеальной природы и следование природе вещественной: прародители пытались магическим путем, посредством вещественной природы стать "как Боги". Это отступление и поработило их физическому миру. Мир, в котором сегодня живет человек, не есть создание Божие, это мир, созданный исключительно человеком. Здесь Н. указывает на другую антиномию: «Мир есть откровение Божие, и мир не служит откровением Бога». Н. не принимает никакого «юридического» истолкования спасения, в терминах искуп-ления, воздаяния или кары. Смерть и воскресение есть единственный, действительный и «естественный» выход из несовершенного мира, чуждого человеку. Все должно погибнуть, чтобы воскреснуть в ином духовном или идеальном теле. По мнению Н., только Христос может взять на себя грех мира, потому что Он ответственен за все зло и грех, существующие в мире: если бы Он не создал мира, то не было бы и греха, и погибели от греха. Эта ответственность и была причиной воплощения Христа. Со-гласно Н., «Он во всех преступлениях грешного мира благоизволил обвинить Себя самого, как Творца всего мира...». Однако, хотя грех перенесен на "Первовиновника бытия", для спасения требуется личное со-участие, покаяние и вера в Христово оправдание. Спасается, по мнению Н., только ищущий спасения. Но Н. полагал возможным и всеобщее спа- "Неудовлетворениость культурой" 697

сение, вплоть до прощения падших духом, исключительно по милости Божьей. Антропология Н. устремлена в будущее, историческая жизнь христианина в ней опускается. Понятие культуры исключается из богословия Н., из него скорее следует, что церковь должна быть вне куль-туры или, по крайней мере, не придавать культуре значимости, как вещной (включая мир идей) оболочке человека. Принятие христианства для Н. — акт рассудительности и благоразумия. Вместе с тем в постановке вопроса о философском и психологическом оправдании христианства он был близок В. С. Соловьеву и его последователям. Творчество Н. высоко ценили Бердяев и Зеньковский как созвучное русскому экзистенциализму.

И. А. Воробьева

"

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме НЕОФРЕЙДИЗМ:

  1. НЕОФРЕЙДИЗМ — направление в психологии, психиатрии
  2. ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
  3. ПСИХОАНАЛИЗ
  4. 5. Социально-критическое направление
  5. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич (1828-1910
  6. ПСИХОАНАЛИЗ
  7. ПСИХОЛОГИЯ (греч. psyche - душа, logos - учение, наука, слово
  8. ПСИХОАНАЛИЗ
  9. КАРДИНЕР(Каrdiner) Абрам (1892-1981
  10. ВЕЛИКИЕ НЕВРОЗЫ" НАШЕГО ВРЕМЕНИ
  11. ФРЕЙДИЗМ
  12. САЛЛИВАН (Sullivan) Гарри (1892-1949
  13. СНОВИДЕНИЯ
  14. СНОВИДЕНИЯ
  15. АГНОСТИЦИЗМ
  16. РАМАКРИШНА
  17. РАМАКРИШНА
  18. ВЕЛИКИЕ НЕВРОЗЫ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
  19. ПОСТФРЕЙДИЗМ (англ. post - после и фрейдизм