<<
>>

НЕОФРЕЙДИЗМ — направление в психологии, психиатрии


, социологии и философии, получившее распространение преимущественно в США. Основными представителями неофрейдизма являются Г.Сал- ливан, К. Хорни и Э. Фромм. К нео-фрейдизму также нередко относят
Кардинера, Ф.
Александера и не-которых других представителей психоанализа. В то же время всех их объединяет приверженность опре-деленным идеям и установкам фрейдизма (прежде всего психоло-гизм в подходе к общественным яв-лениям), а также стремление пере-осмыслить учение Фрейда в направлении его большей социологизации.
В этом отношении почва для неофрейдизма была подготовлена первыми «раскольниками» внутри психоанализа — А. Адлером, О. Ранком,
Райхом, К. Юнгом. Все они, за ис-ключением В. Райха, отвергли фрейдовский биологизм, сексуальный детерминизм и инстинк- тивизм, придавали меньшее значение бессознательному.
Значительное влияние на формирование неофрейдизма оказали этнопсихологические изыскания этнографов Р. Бенедикт, К. Дюбуа, Б. Малиновского, Р.Линтона, М.Мид, Э.Сапира, И. Халлоуэла. Так, Б. Малиновский пришел к выводу о том, что Эдипов комплекс отнюдь не универсален в том виде, как его опи-сал Фрейд, а Р. Бенедикт и М. Мид продемонстрировали пластичность человеческой природы, считавшейся у Фрейда неизменной, и строгую зависимость осо-бенностей психики от особенностей культуры. Специфические приемы воспитания порождают у всех представителей данной эт- но-культурной общности типичные черты характера, которые А. Кардинер назвал «базовой личностью». Концепция базовой личности давала возможность не только перейти от культуры к индивиду, но и позволяла вывести первую из последнего, рассмотрев культуру в качестве проекции вовне базовой личности.
Непосредственное и опосредствованное
К. Хорни после эмиграции в США в 1932 г. обнаружила, что подоплека невротических конф-ликтов у пациентов в Новом свете существенно отличалась от тако- вой у пациентов в Германии и Австрии. Осмысление этих фактов привело Хорни к отказу от фрейдистской теории инстинктов и к призна-нию социо-культурной обусловленности психопатологии. Помимо чрезмерной биологической ориен-тации к числу глубочайших методо-логических ошибок Фрейда Хорни отнесла склонность к дуалистическому и механико-эволюционистскому мышлению.
Однако неофрейдисты остались приверженными идее бессознательной эмоциональной мотивации че-ловеческой деятельности. Сохранив ядро психоаналитического метода, неофрейдисты подвергают его пере-интерпретации с позиций «культурного» подхода. Всякая психопатология относительна и специфична для данной культуры. Каждый невроз вызывается внутренними конфлик-тами, в основе которых лежат связанные с социальным окружением индивида мотивы и побуждения, хотя существует и общий неспецифи-ческий фактор, создающий для него предпосылку — это возникающее в детстве чувство страха, беспомощности перед враждебным миром («базовая тревожность»), которое может быть смягчено или усугублено воспитанием. В последнем варианте у индивида развивается множество защитных реакций, выражающих невротическую направленность его характера. Неофрейдисты описали несколько разновидностей невротического характера и про-анализировали вызывающие их конфликты, типичные для образа жизни людей в XX в.
<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008

Еще по теме НЕОФРЕЙДИЗМ — направление в психологии, психиатрии:

  1. Лекция 1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии
  2. НЕОФРЕЙДИЗМ
  3. ШЕРТОК (Chertok) Леон (1910-1991) - французский психиатр, психоаналитик, историк
  4. ЮНГ (Jung) Карл Густав (1875-1961) - швейцарский психоаналитик, психиатр, культуролог
  5. Экстрим с психологом или экстрим без психолога
  6. ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
  7. А. Лебедев-Любимов. ПСИХОЛОГИЯ РЕКЛАМЫ, 2002
  8. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
  9. ПСИХОЛОГИЯ МАСС
  10. ПСИХОЛОГИЯ
  11. Раздел V. ПСИХОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВА