<<
>>

НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО — течение в философии


конца XIX—первой трети XX вв. В 1930 г. создана международная организация неоге-гельянства — «Гегелевский союз». Основные представители: Ф. Брэд- ли, Б.Бозанкет, Дж. Мак-Тагтарт, Р. Коллингвуд (Великобритания), Дж.
Ройс (США), Г. Боланд (Нидерланды), Б. Кроче, Дж. Джентиле (Италия), Т. Литт, Р. Кронер (Германия), А.Кожев, Ж.Ипполит (Франция). Неогегельянство трансформирует гегелевское учение о противоречии, его взгляды на соотношение индивидуального и всеобщего, на государство, личность, историю, сознание, религию. Центральный пункт гегелевской диалектики —
учение о противоположностях
Неокантианство
оценивается как ошибочное (Мак-Таггарт). Идея о противоречии заменяется концепцией «синтеза различия». Триадическая структура развертывания проти-воречий заменена Б. Кроче диадой. Неогегельянство делает попытку синтеза гегелевского учения об абсолютном духе и идей персонализма и экзистенциализма. Абсолютный дух рассматривается как совокупность индиви-дуальных сознаний (Мак-Таг- гарт), как высшая форма индиви-дуальности (Бозанкет). Философия духа, по мнению Ж. Ипполита, выявляет всеобщие характеристики человеческого существования. В неогегельянстве осуществлена попытка интерпретировать диалектический метод Гегеля как единство рационального по фор-ме и иррационального по содержанию. Сделаны попытки объе-динения философии Гегеля с нео-кантианством (Виндельбанд, Риккерт, Кассирер), с филосо-фией жизни (Кронер). В области философии истории, философии культуры представители неогегельянства стоят на различных, часто противоположных позициях в зависимости от своих идео-логических пристрастий. Так, в Германии с помощью идей Гегеля утверждалось абсолютное господство нации, государства над ато- мизированными индивидами. Джентиле, официальный идеолог фашизма, рассматривал государ- ство как высшее воплощение нравственной воли. Кроче отстаивал от-носительную автономность сфер культуры, свободу отношения индивида к общему. Среди русских мыслителей тенденция перехода от нео-кантианства к неогегельянству об-наруживается в работах П. И. Новго- родцева. Идея объединения русской религиозной философии, феномено-логии и гегелевских идей присутствует у И.А.Ильина, который стремился создать универсальную фено-менологию религиозного опыта.
<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008

Еще по теме НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО — течение в философии:

  1. 4. Основные течения современного неоинституционализма
  2. ГЛАВА XIV. ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ТЕЧЕНИЯ XX ВЕКА
  3. Глава 2. Если в организации учет не велся в течение определенного периода времени
  4. В течение какого срока должен решаться вопрос о приватизации жилых помещений?
  5. 9. Философия Фихте и Шеллинга. Основоположения «наукоучения» в философии Фихте. Понятие «абсолютного тождества» в философии Шеллинга.
  6. ГЛАВА I. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
  7. 4. От философии сродности к философии общего дела, от монолога к диалогу
  8. Глава III. Предметное самоопределение философии. Предмет философии
  9. 15. Аналитическая философия ХХ столетия. Философская программа неопозитивизма и ее кризис. «Постпозитивизм» и философия науки.
  10. 3. Античная классика: моральная философия Сократа; проблема«эйдосов-идей» в философии Платона; Аристотель о материи и форме.
  11. 8. Немецкая классическая философия и ее главные проблемы.Философия Канта: понятие «вещи в себе» и трансцендентального знания. Антиномии чистого разума.
  12. Раздел I. ФИЛОСОФИЯ ФИЛОСОФИИ (МЕТАФИЛОСОФИЯ
  13. 4. Общая характеристика средневековой философии. Ее основные направления и виднейшие представители. Теоцентризм средневековой философии.
  14. 5. Характеристика философии эпохи возрождения.Социально-исторические и научные предпосылки ее становления.Антропоцентризм и гуманизм в философии возрождения.
  15. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
  16. ИТАЛИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ