<<
>>

НЕОКАНТИАНСТВО

— философ-ское течение в Германии, развивавшее учение Канта в духе последовательного проведения в жизнь основных принципов его трансцендентально- критической методологии. Появи-лось в 1860-е в обстановке глубокого кризиса спекулятивно-идеалистиче- ских систем Шеллинга и Гегеля, а также вульгарного материализма, оказавшихся методологически бес-помощными в деле философского ос-мысления результатов быстро раз-вивавшейся науки того времени. В поисках наиболее основательной и надежной философский традиции разработки логико-гносеологических и методологических проблем ученые и философы обращаются к учению Канта, которое объективно отлича-лось своим крайне выгодным местом и ролью в европейском, и особенно немецком, духовном развитии.

Фи-лософия Канта была непосредственно ориентирована на математическое естествознание своего времени и в качестве главной своей цели считала обоснование научного знания и поиск возможных условий его су-ществования. Более того, Кант как бы предшествовал тому ходу разви-тия, которое завело немецкую фило-софию в тупики спекулятивного сис- темотворчества. Появлению Н. во многом способствовали публикации работ Фишера и Э. Целлера, а сам лозунг "Назад к Канту!" был сфор-мулирован в 1865 О. Либманом, опубликовавшим книгу под назва-нием "Кант и эпигоны", каждая из глав которой заканчивалась слова-ми: "Нужно поэтому возвратиться назад к Канту". Определенную роль в возникновении Н. сыграли также новейшие исследования по физио-логии внешних чувств, представ-ленные трудами И. Мюллера и Г. Гельмгольца. Один из первых нео-кантианцев — Ф. А. Ланге, — фор-мулируя программные задачи этого течения, считал центральной из них противопоставить распространявше-муся в то время среди естествоиспы-тателей материализму критический идеализм Канта, соответствующим образом переработанный и допол-ненный результатами физиологических исследований. Начинается тща-тельная и кропотливая работа по изучению кантовского наследия, по-являются новые издания его сочине-ний, пишутся подробные коммента-рии к его главному труду — "Критика чистого разума", ас 1897 по инициа-тиве X. Файхингера начинает изда-ваться специальный журнал "Kant Studien". Постепенно Н. становится одним из господствующих философ-ских учений в университетах Германии и Франции, а оттуда проникает и в Россию, демонстрируя тем самым своеобразную реализацию философ-ской традиции в новых социально- исторических условиях. Несмотря на ряд общих принципов: 1) рассмо-трение философии в качестве метода достижения позитивного знания, а не как самого знания и следующий отсюда отказ от притязаний онтоло-гии на статус философской дисцип-лины; 2) признание наличия обус-ловливающих познание априорных форм; 3) ограничение самого познания сферой опыта и т. д., — Н. никогда не было однородным философ-ским направлением. С первых дней своего возникновения оно представ-ляло собой скорее ряд течений, пы-тавшихся развить отдельные положения философии Канта. И хотя все они ставили в качестве главной одну и ту же цель — обоснование научно-го знания и культуры в целом с по-мощью реформированной кантов- ской гносеологии, можно говорить о существовании нескольких, прин-ципиально отличных друг от друга интерпретаций ортодоксального Канта, а следовательно, и о различных направлениях внутри самого Н.:

а) физиологическом, непосредственно связанном с именами Гельмгольца и Ланге, рассмотревшими кантовское положение об априорных формах со-знания на основе достижения фи-зиологии внешних органов чувств и превративших эту априорность в единство психофизиологической ор-ганизации познающего субъекта;

б) реалистическом (А. Риль, О. Кюль- пе), сохранившем кантовскую "вещь в себе" в качестве необходимой пред-посылки познавательного процесса (в виде основания материала ощущений) и рассматривающем рассудок только как оформляющий, но не создающий сами предметы; в силу это-го данное направление оказалось наиболее близким к традиционным взглядам своего предшественника;

в) психологическом, складывавшемся внутри Н. в начале 20 в. (Л. Нель-сон) и обосновывавшем значимость априорных форм познания с помощью психологических методов интроспекции; характерной особенностью этого направления явилась также свое-образная интерпретация субъекта познания в качестве эмпирического, а не трансцендентального; г) транс- ценденталъно-логическом и д) транс- цендентально-психо логическом, представленных соответственно Мар-бургской и Баденской (Фрейбург- ской) школами Н.

Т. Г. Румянцева

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме НЕОКАНТИАНСТВО:

  1. НЕОКАНТИАНСТВО — философское направление
  2. НЕОКАНТИАНСТВО
  3. Неокантианство; индуктивная метафизика
  4. МАРБУРГСКАЯ ШКОЛА НЕОКАНТИАНСТВА
  5. § 2. Антисциентизм (неокантианство, экзистенциализм, персонализм)
  6. ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ и ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ (лат. transcendens - перешагивающий, выходящий за пределы)
  7. НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ
  8. КОГЕН (Cohen) Герман (1842-1918
  9. ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ (лат. intentio - стремление, внимание
  10. БАДЕНСКАЯ ШКОЛА
  11. ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ и ТРАНС-ЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ
  12. МЕТАФИЗИКА (от греч. ta meta ta physica — то, что идет после физики
  13. ВИНДЕЛЬБАНД (Windelband) Вильгельм (1848-1915
  14. СОЦИАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ
  15. АНТИПСИХИАТРИЯ
  16. НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО — течение в философии