<<
>>

Неокантианство; индуктивная метафизика

175 С середины XIX в. учение КАНТА (С. 136—143) переживает возрождение и дальнейшее развитие. Различные ссылающиеся на него течения объединены под общим названием неокантианства; в период ок.

1880—1930 гг. он становится ведущим направлением в немецкой философии. Его ранние представи-тели —

Ф.А. ЛАНГЕ, чья "История материализма" относит КАНТА К естествознанию, и О. ЛИБ- МАН, в книге которого "Кант и эпигоны" каждая глава заканчивается фразой: "Итак, следует вернуться к КАНТУ".

Логицистская Марбургская школа, основателями которой были КОГЕН и НАТСРП, а также КАССИРЕР, работала прежде всего в теоретической сфере. ГЕРМАН КОГЕН (1842—1918) в "Логике частого познания" устраняет кантовск^ю дихотомию рассудка и чувствениості в пользу первого:

познание вообще возможно только 10- средством частого мышления. Он интерпретирует КАНТА исходя из «го положения,

"что в вещах мы познаем априорно лишь то, что сами вложили в них". Познание "из первых рук" возможно линь тогда, когда предмет познания — продукт самого мышления.

Осуществляется аю через бесконечное множество шагов. В качестве определяющих выступают суждения, которые делятся КОГЕНОМ на 4 класса: суждения законов мышления (напр. ?а- кон противоречия), математики (наїр. множество), математического естествознания (напр. закон) и методологические суждения (напр. возможности и не»б- ходимости). Эрнст Кассирер (1874—1945) видит в сім- воле универсальное выражение культур-ной, духовно-творческой деятельности человека и ищет в своей "Философии символических форм"

"своего рода грамматику символичесюй функции как таковой, посредством которой объединяются и обобщенно опре-деляются се частные выражения..., ;а- кими мы видим их в языке И В ИСК'С- стве, в мифе и в религии". Символ обозначает нечто чувственше, воплощающее в себе чувство посредством способа, каким оно дано.

Три основных функции символической репрезентации суть функция выражения, в которой іе- посредственно отождествляются дру с другом знак и обозначаемое (мир мимического мышления); функция представления, в рамках которой символический характер мышления осознается, но коо- рая все еще относится к предметной сое- ре (обыденный язык); функция обознае- пия, в рамках которой математические или логические знаки относятся ЛИШ! к абстрактным отношениям [наука).

Баденская, или Юго-западная (в предеах Германии) школа (ВИНДЕЛЬБАНД, РИККРТ, ЛАСК) сильно ориентирована на теорю ценностей.

Вильгельм ВИНДЕЛЬБАНД (1848—1915) рассмат-ривает философию как

"критическую науку об общезначимых ценностях". ГЕНРИХ РИККЕРТ (1863—1936) разрабатывает систему ценностей (рис. А), в основе которой лежит разделение на мир объектов и мир ценностей. То и другое объединяются в мире реализации смысла, возникающем, "когда мы являемся субъектами оценки, т.е. свободно определяем свою позицию по отношению к ценностям". Особое значение уделяется, далее, различению наук о природе и паук о духе, методологическая основа которого состоит в следующем:

естествознание, по ВИНДЕЛЬБАНДУ, HOMO- тетично; оно исследует всеобщие законы; наука же о духе идиографична — она исследует данные частные факты, прежде всего исторические. Соответствующие термины у РИККЕРТА — науки "генерализирующие" и "индивиду-ализирующие". Большую роль играет ценность и здесь:

"По РИККЕРТУ, понятие исторически-ин- дивидуального можно получить, лишь стоя на ценностной точке зрения, в свете которой индивидуальное попадает в поле зрения лишь в своем уникаль-ном значении" (Г. Л. Оллиг).

В XIX в. с подъемом естествознания связана попытка построить метафизику на эмпирических основаниях индуктивным путем.

Два виднейших представителя этого направления:

Густав Теодор Фехнер (1801—87) в своей психофизике, задуманой как подго-товительная ступень экспериментальной психологии, исследует взаимное воздействие психического и физического начал, исходя из тезиса об их параллелизме.

Однако ФЕХНЕР постулирует одушевленность физических процессов не только у человека, но и во всяком телесном бытии. В этом духе он понимает метафизику как дисциплину, допол-нительную по отношению к частным наукам. Она как наука о целом должна обобщать полученные в них результаты. Ее цель — общее истолкование дейст-вительности.

Рудольф Герман Лотце (1817—81) так-же ищет в философии синтез современной науки и положений идеализма или религии. В "Микрокосмосе" ЛОТЦЕ исследует место человека в мире, который стремится объяснять исходя из аналогии с человеком. Для этого он исполь-зует различение причинности, смысла и цели, приходя таким путем к идее "мира механизма" (действительности), мира истины и мира ценностей.

При этом в законах механизма он видит лишь условия, необходимые для ре-ализации добра.

Однако методологически он связывает свои метафизические находки с апали- тико-дескриптивными исследованиями. Крушение

1889

Антихрист) (1888) cccitiornoj (1888) л генеалог/,* морали) (1887)

каластиі (1886, изд. 1901) іогуіДч. < Х > и Jча) (1886)

Последний удар по культуре и религии; мания величия

Сверхчеловек;

Усиление болезни

Скиталь-ческая жизнь

воля к власти; переоценка

1884

Вечное возвращение; Бог умер

"Предполуденная философия"

-85)

Отставка с должности профессора

1879

Радикальная критика

декаданса в мора- человеческое, слишком человеческое! (1878) ли, искусстве, ре-

всех ценностей; нигилизм

Гак говори 3ypbiyci'paJ (1883- безлад наукТ] (1882) Утренняязарн) (1881) лигии, философии Шопенгауэр, Вагнер

Сократ, противопо- —

ложность апол- ,na"Bv

лоновского штґ^—

и дионисийского

Разрыв с Вагнером 1374

пеевосьобменные размышления! (1873—76)

Рождение траге/щ) (1872) 1&L

1869

Профессура в Базеле А. Жизнь и произведения Ницше

Язык Мечтательство

источник иллюзий \ ,

Эгоизм • Гедонизм

Прагматизм *

КРИТИКА оо (.тороны Ницше л . л

I, J

О , В. Ницшевекая критика культуры декаданса Ницше I 177

<< | >>
Источник: Кунцман П., Буркард Ф.-П., Видман Ф.. Философия: dtv-Atlas. 2002

Еще по теме Неокантианство; индуктивная метафизика:

  1. НЕОКАНТИАНСТВО — философское направление
  2. НЕОКАНТИАНСТВО
  3. НЕОКАНТИАНСТВО
  4. МАРБУРГСКАЯ ШКОЛА НЕОКАНТИАНСТВА
  5. § 2. Антисциентизм (неокантианство, экзистенциализм, персонализм)
  6. О метафизике
  7. МЕТАФИЗИКА
  8. Скептицизм против метафизики
  9. МЕТАФИЗИКА (от греч. ta meta ta physica — то, что идет после физики
  10. «МЕТАФИЗИКА
  11. МЕТАФИЗИКА ОТСУТСТВИЯ
  12. Термин "метафизика
  13. Метафизика Дунса Скот