<<
>>

НЕОПЛАТОНИЗМ

— философско- мистическое направление античной мысли 3—6 вв., соединяющее восточные учения с греческой филосо-фией. Н. представляет собой синтез идей Платона с добавлением логики и толкований Аристотеля, не проти-воречащих Платону, пифагоризма и орфизма, идей халдейских оракулов и египетской религии.

Корни не-которых идей(например, эманации духа в материю и его возвращение и слияние с Богом — Абсолютом) уходят в индуистскую философию. Как социальное движение Н. суще-ствовал в виде отдельных школ: александрийская (Аммоний Саккас), римская (Плотин, Порфирий), сирийская (Ямвлих), пергамская (Эде- сей), афинская (Сириан, Прокл). Ос-новное философское содержание Н. составляет разработка диалектики платоновской Триады: Единое — Ум — Душа. Н. представляет иерархию бытия по нисходящей — восходя-щей ступеням: над всем существует неизреченное, сверхсущее Единое, Благо. Оно эманирует в Ум (Нус), где происходит дифференциация на рав- носущее множество идей. Ум нисходит в Душу (Псюхе), где появляется чувственное начало и образуются иерархии существ демонических, че-ловеческих, астральных, животных.
Образуются умственный и чувствен-ный Космос. Дальнейшая эманация в материю необходима для развития и совершенствования душ, умов и возвращения их к Единому. Задача человека — преодолеть страсти, вожделения, пороки и путем добро-детелей, аскетизма, теургии, музыки, поэзии, творчества стремиться к слиянию с Единым. Истинное соединение с Божеством-Благом мо-жет наступить в состоянии сверх- и безумного экстаза. На Н. оказал влияние стоицизм с его учением о тождестве мирового Первоначала (Огня) с внутренним "Я" человека и о периодических огненных ката-клизмах, очищающих Землю. Н. признает учение о переселении душ (метемпсихоз), эманации Божества, духовных иерархиях, учит освобож-дению души из материи.
Н. элими-нирует из Божества все элементы ан-тропоморфизма и определяет Бога как непознаваемое, сверхразумное, сверхмировое неизреченное начало. Мистика, утонченная логика и абсолютная этика всегда были в единстве и шли "рука об руку" в Н. Основате-лем Н. является Аммоний Саккас (ум. 242), который не оставил письменного изложения своего учения. Продолжателем и систематизатором Н. стал Плотин, создавший школу в Риме (244). С 270 его ученик Пор-фирий продолжает дальнейшую разработку Н. Ученик Порфирия, Ямвлих, основывает сирийскую школу и впервые вводит в Н. практику теургии. Сочинение Ямвлиха "О мистериях" объединяет мантику, теургию и жертвоприношения. Ученик Ямвлиха, Эдесей, создает пергам- скую школу (4 в.), уделяя внимание преимущественно мифологии и теургии. К этой школе принадлежал император Юлиан. В сочинении Ев- напия "Жизнеописания философов и софистов" содержатся важные сведения о Плотине, Порфирии, Ямв- лихе и ближнем круге императора Юлиана. Платоновская школа в Афи- нах через ритора Лонгина поддержи-вает связи с Порфирием. В дальней-шем ее руководителем становится Сирин (5 в.), который определяет круг текстов Н.: труды Платона, пи-фагорейцев, Гомер, орфическая ли-тература, "Халдейские оракулы". Его преемник Прокл подводит итог развитию платонизма. После смерти Прокла во главе афинской школы стояли Марин и Исидор, ставившие озарение выше теоретически* иссле-дований. Александрийская школа тесно связана с афинской. Многие ее философы учились у афинян. У Плутарха — Гиерокл, автор коммен-тариев к "Золотым стихам" пифа-горейцев, у Сириана — Гермий, у Прокла — Аммоний. В 529 вышел запрет императора Юстиниана на де-ятельность философских школ. Пла-тонизм и Н. были преданы анафеме на двух Поместных Соборах в Византии (1076,1351). Между тем Н. оказал мощное — прямое и косвенное — влияние на становление христианского вероучения (см. Христианство, Тео-логия) и теизма в целом. Оказал содержательное влияние на всю ев-ропейскую традицию, а также на европейскую, арабскую, еврейскую философии. Значение Н. для исто-рии философии особо отмечал Ге-гель: "В неоплатонизме греческая философия достигла полной силы и высочайшего развития на фоне кризиса римского и всего античного мира". В 20 в. Н. выступает специ-альным предметом исследования и реинтерпретации.

Б. В.Лобач

НЕОПОЗИТИВИЗМ — см. ПОЗИ-ТИВИЗМ.

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме НЕОПЛАТОНИЗМ:

  1. НЕОПЛАТОНИЗМ
  2. Неоплатонизм
  3. НЕОПЛАТОНИЗМ
  4. НЕОПЛАТОНИЗМ
  5. 2. Философия неоплатонизма
  6. ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА АНТИЧНОГО НЕОПЛАТОНИЗМА В IV И V ВВ. Н. Э. СИРИЙСКАЯ ШКОЛА
  7. Оглавление
  8. ВОЗРОЖДЕНИЕ
  9. ПРОТЕСТАНТИЗМ
  10. ПЕРИПАТЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА (ЛИКЕЙ, ПЕРИПАТОС
  11. НОУМЕН
  12. Скептицизм
  13. НОУМЕН
  14. ПЕРЕНЕСЕНИЕ, перенос
  15. ПРОКЛ
  16. ИДЕЯ
  17. Добро и зло теодицея Августина
  18. ПОРФИРИЙ
  19. ИЕРАРХИЯ