<<
>>

НЕОТОМИЗМ


— современная версия (собственно новейший — третий — период развития) томизма, начало которого относится к 1879, когда Папа Лев XII, "желая противо-действовать социальным беспоряд- кам и порожденным ими беспорядкам интеллектуальным с целью направить народы на путь веры и спасения", про-возгласил энциклику "Aeterni Patris", где выражалась необходимость "восстановления в католических школах христианской философии в духе св.
Фомы Аквинского" (хотя, конечно же, предпосылкой для последующего возобновления томизма несколько раньше послужила и "Догматическая конституция католической ве-ры", принятая на I Ватиканском Со-боре в 1870, не закончившем свою работу из-за начавшейся франко- прусской войны; также нельзя не отметить деятельность Д. Бальмеса, А. Дмовского, М. Либераторе и др., которая также повлияла на возник-новение Н.). В ряде образовательных центров были утверждены кафедры томизма: Ватикан, Лувен(с 1880, а с 1893 кафедра реорганизована в Высший институт философии, Пул- лах). Необходимость реставрации то-мизма была аргументирована появлением множества философских школ, которые, свободно развиваясь, ока-зывали значительное влияние на со-знание католиков, внося в него наст-роения, противные христианству. Программным документом Н. являются "24 тезиса", опубликованные в 1914 Пием X, где были изложены основные идеи-догматы по всем главным разделам философии (онтология, антропология, гносеология и др.), что, во-первых, привело к неисториче-ской абсолютизации учения Фомы, изначально аффектирующей несоответствие томизма и естественно-на- учных данных, а во-вторых, требуя обращения к классикам схоластики (см. Схоластика), не предполагало никаких содержательных инноваций в теологии (см. Теология). Но, подобно тому как в христианской философии было переосмыслено наследие античности, так теперь была предпринята попытка переосмыслить с точки зрения учения Церкви философию Нового времени и современности с целью выявления противоречий, с намерением модернизировать томизм в соответствии с изменениями типов философской рациональности и в связи с возникновением новой научной картины мира (иногда дея-тельность неотомистов можно связать и с критическим переосмысле-нием томизма, который, по мнению Маритена, скрывает аутентичную картину творчества Фомы, делает ее непонятой, непонятной и забытой). Целью возврата к томизму явилась также попытка противодействия социальным катаклизмам, войнам и ре-волюциям, укорененным не только в социальных противоречиях, но в упадке духовности. До сегодняшнего дня философское толкование уче-ния Фомы (см. Фома Аквинский) преобладает над его богословским переосмыслением. Н., являясь видом томизма, унаследовал все черты рода (гносеологический дуализм, идея иерархичности мира, креационизм, презумпция свободы воли, идея теодицеи, провиденциализм и др. — см. Дуализм, Свобода воли, Теодицея, Провиденциализм), присовокупив к ним идеи, заимствованные в экзистен-циализме, структурализме, феноменологии, герменевтике (ср. с диалектической теологией как типологическим аналогом в эволюции протестантизма — см. Экзистенциализм, Структура-лизм, Герменевтика, Диалектическая теология). Это обусловило некоторый сдвиг проблемного поля от мета-физических конструкций к области структурного анализа (например, "герменевтика Священного Текста") и особенно к теме личностного существования.
Для Н., как способа фило-софствования, характерен антропо-центризм (относительный, конечно, ибо как и в традиции Фомы, челове-ческое бытие осмысливается в тесной взаимосвязи с проблемой соотношения тварного бытия и Творца) — в таких категориях, как "индивидуаль-ность", "личность" и др. Большинство неотомистов сегодня работают в адаптированной к библейскому креационизму эволюционной парадигме (в частности, к постулату творения "из ничего" и идее провиденциализма), подчер-кивая принципиальное родство физи-ческого человека с окружающим его миром, и при этом неопосредованное творение Богом духовной природы человека (родство человека и Бога). "Человек есть связь души и тела, взятая в ее тотальности" (Жильсон), — в этом определении преодолевается платоновско-августинианская контрадикция души и тела: человек это уже не сумма "тело + душа", но Сам "+", сама конъюнкция. Таким образом преодолевается дуализм человеческой природы в пользу ее антиномич- ной простоты, предполагающей, с одной стороны, принципиальную несводимость тела и души, а с другой — их взаимообусловленность (с точки зрения Коплстона, душу вне тела нельзя назвать личностью, хотя, по мнению Маритена, личность есть универсум именно духовной природы). Настаивая на необходимости реализации христианского принципа че-ловеколюбия с целью установления более справедливых отношений меж-ду людьми с тем, чтобы каждый человек мог быть счастлив способностью осуществлять те права, которые принадлежат ему в силу его сообразности Богу и в соответствии с идеей всеобщего равенства, неотомисты все же далеки от намерения тешить свою аудиторию надеждой на всеобщее бла-гополучие в условиях естественной истории. Страдание и смерть есть, согласно Н., неотъемлемые атрибуты повседневности, преодолимые только на крыльях веры, интуитивно усматривающей смыслы и делаю-щей человека свободным — "новым творением во Христе" (2 Кор., 5, 17), проговаривающим в имеющем свершиться торжестве правды приговор злу и небытию: "Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?" (1 Кор., 15, 55). Высшая ценность человеческого бытия — свобода, но как таковая она ничего общего не имеет ни с материальным, ни с социальным положением личности — и то и другое, правда, может быть только либо средством, либо препятствием для достижения свободы. Большое вни-мание в Н. уделяется развитию со-циального богословия, изучающего проблемы имущественно дифферен-цированного общества, брака, семьи, малых групп, пола, образования, культуры и др. Специфичной для Н. является продолжение из-вестного спора о соотношении веры и разума (см. Вера) и о иерархичности философского и богословского знания, к которому неотомисты по-дошли с обновленным понятийным аппаратом, но,значительно углубив и модернизировав положения своих предшественников, все же сохранили верность традиции Ангельского доктора (см. Доктор). Степень заим-ствований из других философских традиций в Н. в каждом индивидуальном случае специфична: Д. Ме- ресье, Ж. Мерешаль используют кантовский трансцендентальный метод для решения проблем познания (см. Кант), Э. Пшивара пытается вы-явить априорные формы человеческого существования путем невероят-ного, казалось бы на первый взгляд, мистического синтеза творчества Ав-густина, Канта, Кьеркегора. На творчество таких авторов, как Маритен, А. Марк, М. Шеню, оказало в значи-тельной степени влияние фрейдистов, экзистенциалистов, персоналистов (см. Фрейдизм, Экзистенциализм, Персонализм) и ряд других течений философско-антропологической на-правленности. Феноменология оказала значительное влияние на работы нынешнего Римского Папы К. Войты- лы. Философская антропология и герменевтика в некоторой степени определяют черты философии пул- лахской школы: Г. Зиверта, Э. Корета, И. Лотца, П. Оверхаге, К. Ранера, Ё. де Фриза и др. (см. Философская антропология, Герменевтика). Несмотря на то что философия Фомы является официальной метафизической доктриной, в современном Н. разногласия касаются порой фун-даментальных положений: способа обоснования существования, способа формирования и метафизического характера понимания бытия, соот-ношения метафизики и теории по-знания, с одной стороны, и мета-физики и точных наук — с другой, в вопросе о характере и числе аргу-ментов обоснования религиозных суждений экзистентного типа ("Бог существует" и пр.). Некоторые исследователи указывают на существование, по меньшей мере, четырех видов Н.: а) консервативный (традиционный), сформировавшийся между 17 и 19 вв. в традиции Каетана и подвергшийся в некоторой степени чуждому влия-нию скотизма (см. Скотизм) и философии Вольфа (что отразилось на учении о сущности и существовании, актуальном и потенциальном) и на се-годняшний день представленный, пожалуй, только учебниками (Гредт, Макдарт, Деззи, Бойер и др.); б) лу- венский, инициированный основателем института Д. Мертером, его коллегами и учениками и обладающий свойством эклектичности и увлекае- мости новыми философскими и есте- ственно-научными течениями (при этом рассмотрение гносеологической проблематики обладало приоритетом даже перед метафизической), что нередко служило причиной того, что некоторые мыслители лишь номинально оставались неотомистами, а в сущности были разного рода феноменологами или экзистенциалис-тами, а то и вовсе "чистыми" логиками или медиевистами; в) экзистенци-альный, разработанный Маритеном и Жильсоном (но — это важно отметить — в своих принципах появившийся раньше экзистенциализма), в отличие от других неотомистских направлений настаивающий на том, что приоритетной областью фило-софского знания является метафизика, подчиняющая себе все другие области, исходя из полагания тесного единства чувственного и рационального в познании, констатации воз-можности непосредственного познания сущности в экзистенциальном суждении, и подчеркивающий главную роль метафизической аналогии в познании существования Бога; г) трансцендентальный, возникший под влиянием творчества Канта, Гуссерля и Хайдеггера и, так же как и лувенский Н., являющийся в значительной степени эклектичным и незначительно связанным с томизмом (Лотц, Корет, Ранер, Лонерган). Если возможна номинальная принадлежность к Н., то можно предположить эссенциальную принадлежность к этому философскому направлению того или иного философа в решении различных вопросов в традиции Ан-гельского доктора — там, где она не декларируется (персонализм и экзи-стенциализм) или даже отрицается (неопротестантские и православные философские мыслители), так как Н. в свою очередь оказал обратное вли-яние на те философские течения, от которых сам находился в зависимости, чем и внес неоценимый вклад в развитие не только католического богословия, но и всемирной философии.
о. Сергий Ленин
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме НЕОТОМИЗМ:

  1. НЕОТОМИЗМ — философское направление
  2. НЕОТОМИЗМ
  3. 34. Неотомизм: новое видение теории естественного права
  4. ИНТЕНЦИЯ
  5. НЕОСХОЛАСТИКА
  6. 4 . Философско-теологическое направление
  7. ТОМИЗМ
  8. ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ
  9. ДВИЖЕНИЕ
  10. АТРИБУТ