<<
>>

НЕОТОМИЗМ — философское направление

обновленного томизма, т.е. философии Фомы (Thomas — лат.) Аквинского, философа XIII в. В 1879 г. неотомизм получил признание главы римско-католическолй церкви (папы Римского) и с этого времени составляет важную часть официальной доктрины католицизма.

Наиболее известные представители неотомизма — Э. Жильсон, Ж. Маритэн, В.Бруггер, А.Демпф, Й. де Фриз, Д. Мерсье, К.Фабро и др. В неотомизме возрождаются основные категории философии Фомы Аквинского, такие как бытие (esse), сущее (ens), существование (essen-tia), акт и потенция, форма и материя. С точки зрения неотомизма, именно Фома Аквинский наиболее правильно решил основные фило-софские проблемы, поэтому его творчество имеет непреходящее значение. Новую философию, начиная с эпохи Возрождения, неотомизм рассматривает в качестве непрерывной цепи отклонений, ошибок и заблуждений, поэтому ставит задачу возрождения духа средневековой философии. На этом пути представители неотомизма видят преодоление хаоса современной жизни, обретения ясности, возрождения духовных ценностей. Развитие науки, прежде всего естествознания, стремительно исходящее с Нового времени, согласно неотомизму, помимо положительных сторон имело и отрицательные. В частности, наука уводит современного человека от понимания значения нравственных и религиозных идеалов. Человек излишне уверо-вал в науку, в то время как в соответствии с неотомизмом наука не в состоянии и не должна решать вопросы о конечных причинах бытия и смысла человеческого существования. Она изучает вторичные причины и внешнюю (функциональную) связь явлений. Особое значение неотомизм придает понятию личности. Личность не может существовать вне свободы, самосознания, проявлений духовного творчества. Личность самоценна; все люди имеют одинаковую нравственную ценность, независимо от их социального происхождения, положения в обществе, национальности, цвета кожи и т.п. Неотомизм стремится возродить и сохранить тра-диционные для христианства ценности, такие, как личность, семья, церковная община, про-фессиональный долг, родина, государство. Отвергая индивидуа-лизм и коллективизм как одинаково ложные крайности, неотомист-ская философия разрабатывает понятие солидаризма. Солидаризм предполагает нахождение механизмов согласования интересов общества и личности, интересов различных классов и социальных групп. Солидаризм обосновывается хри-стианским принципом любви к ближнему. Крупнейшими центрами по разработке и пропаганде неото-мизма являются Академия Св. Фомы в Ватикане, Парижский католический институт, Католический университет в Милане, Высший институт философии при Лувенском университете (Бельгия), Институт в Пуллахе (близ Мюнхена) и др.

<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008

Еще по теме НЕОТОМИЗМ — философское направление:

  1. 1. Предмет философии и специфика философского мышления.Основные содержательные аспекты философского знания и главные мировоззренческие направления в его развитии.
  2. 4 . Философско-теологическое направление
  3. Философские школы и направления
  4. НЕОКАНТИАНСТВО — философское направление
  5. 4. ФИЛОСОФСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ ВЫДАЮЩИХСЯ ГУМАНИСТОВ XVI ВЕКА
  6. НЕОТОМИЗМ
  7. НЕОТОМИЗМ
  8. 34. Неотомизм: новое видение теории естественного права
  9. ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ ГРЕКОВ
  10. 4. Философская антропология
  11. ФИЛОСОФСКАЯ, ФИЛОСОФИЧЕСКАЯ ИНТОКСИКАЦИЯ
  12. ГРОДНЕНСКИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ТРАКТАТЫ
  13. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
  14. ГРИЦАНОВ А.А.. Новейший философский словарь, 2004
  15. ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУКИ
  16. 6. Религиозно-философский Ренессанс
  17. Тема 9. ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
  18. Идеи Локка в последующей философской мысли
  19. ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУКИ
  20. Раздел третий. ФИЛОСОФСКАЯ ОНТОЛОГИЯ —УЧЕНИЕ О БЫТИИ