<<
>>

НЕВОЗМОЖНОСТЬ.ОРГАЗМ


— кратковременный высший этап процесса психофизиологического наслаждения, выступаю-щий у человека, как правило, как финальная стадия экстатического состояния (см. Экстаз). Традиционно ассоциируется в массовом сознании с последним заключительным фазисом сексуального контакта.
Вне медицинского контекста феномену О. уделялось значимое место в ряде традиций человековедения, а также в концептуальных системах и риту- ально-обрядовой практике множества религиозных культов. В интел-лектуальных традициях восточного типа, ориентирующихся на обретение индивидом предельного чувст-венного наслаждения посредством достижения все новых горизонтов актуализации потенциала человече-ского "Я" в границах собственного организма, О. трактовался как есте-ственный, органичный компонент повседневной жизни людей, как ат-рибут образа их существования. Запре-тительный, репрессивный характер христианских теорий нравственности, отвергавших оргиастические мистерии архаических верований вкупе с интенцией европейского мировоз-зрения и миропонимания, постулирующей возможность ощущения высоких степеней удовлетворения при помощи успешных актов агрессии против окружающего мира, его подчинения себе, — результировались во множественных процедурах сублимации, замещения феномена О. О. был элиминирован как смыслообра- зующее жизненное начало и самодостаточная ценность из иерархии приоритетов духовной жизни человека западноевропейского типа. Будучи ретранслируемым и воспроизводимым как существенный компонент поведенческой культуры рядом еретических религиозных сект средневековья, феномен О. вновь начал приобретать легитимность как осо-знанный предмет мыслительного интереса европейских интеллектуалов по мере диффузии идей Возрож-дения в массовое сознание. Особую значимость О. как индикатору обретения людьми гармонии с самими собой, со своей природой придали некоторые школы человековедения 20 в. (особенно психоаналитического толка). Идеология сексуальной революции (см. Сексуальная революция), одним из идеалов которой выступило создание санкционированных об-ществом и государством массовых механизмов получения людьми мак-симального наслаждения в предельно часто воспроизводимые мини-мальные промежутки времени, была сопряжена с представлениями об О. как желательном общественном явлении. Постулировалось также, что состояние О. служит наиважнейшим потенциальным резервуаром истинного освобождения человека. Адепты авторитарных режимов четко осо-знавали то обстоятельство, что для нормального человека потеря личного контроля как над повседневной осуществимостью О., так и над постоянной имманентной готовностью к нему не может быть компенсирована никакими силовыми и идеологическими воздействиями. По Райху, общество, не способное к формирова-нию действенных механизмов достижения возможно большим количеством людей повседневных состояний О. (например, посредством организа-ции служб чиновников-сексологов, обладающих не меньшими полномо-чиями и ресурсами, нежели органы коммунального хозяйства), не может считаться свободным в сколько-нибудь приемлемой степени. Свобода О. — одна из немногих свобод, которую индивиды, ощутив единожды, не ме-няют ни на какие "социальные гарантии", ущемляющие свободу личного поведенческого выбора в интересах государственной машины и ниве-лирующего социального контроля. (Сложность и многоаспектность фе-номена О. не допускают парциальных, частных решений по обеспечению его доступности для масс людей.)
А. А. Грицанов
ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — см. СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ.
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001
Помощь с написанием учебных работ

Еще по теме НЕВОЗМОЖНОСТЬ.ОРГАЗМ:

  1. ОРГАЗМ
  2. НЕВОЗМОЖНОСТЬ
  3. Здоровое презрение к невозможному
  4. ГЛАВА XIV. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТАКТ И ВЕГЕТАТИВНЫЙ ПОТОК
  5. ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ
  6. ПРЕДИСЛОВИЕ ПЕРЕВОДЧИКА ВТОРОГО ИЗДАНИЯ
  7. Тест для женщин: Тактичны ли вы в постели?
  8. Полезные мысли
  9. Поведение, ослабляющее страсть
  10. Ваша сексуальная совместимость