<<
>>

НОМИНАЛИЗМ

(лат. nomina — имена, nominalis — относящийся к названиям) — 1) в узком смысле — направление средневековой схолас-тики, конституирующееся как один из вариантов решения проблемы универсалий и противостоящее реа-лизму по критерию интерпретации природы последних (см.

Универса-лии); 2) в широком смысле — интер-претационная парадигма, проявив-шая себя в ориентации философии, науки, логики, математики,этики, теологии и других сфер культуры на семантическое и аксиологическое доминирование конкретной единич-ности над абстракцией общего. Базовый тезис Н. констатирует лишен-ность общих понятий онтологического статуса и связывает их существование в качестве имен только со сферой мышления. Основополагающие идеи Н. были высказаны еще в ан-тичной философии в контексте критики платоновской концепции "мира идей" стоиками, киниками (Антисфен и Диоген Синопский) и перипатетиками (Александр Афродизийский). В раннем средневековье взгляды, семантически изоморфные Н., вы-сказывались Марцианом Капеллой (5 в.).
В рамках узлового для средне-вековой философии спора об универ-салиях оформление номиналистической позиции связано с именами Беренгара Турского (11 в.) и особенно Иоанна Росцелина (ок. 1050 — ок. 1120), давшего системное обосно-вание Н. В процессе длительной и острой драматической борьбы Н. с реализмом кристаллизуются много-численные направления Н. с различ-ными семантическими оттенками. Прежде всего, правомерно говорить о радикальном или крайнем Н., по-лагающем реальным существование лишь единичных вещей (res singu- lares), в то время как общие понятия (имена) объявлялись лишь "звучанием голоса", flatus vocis (Росце- лин), и об умеренном Н., усматрива-ющем основания интегрирующего имени в онтологически заданных свойствах сходных вещей (концеп- туализм, терминизм). Веер культурных аппликаций Н.
достаточно широк. Прежде всего, в своем приложе-нии к теологической проблематике он выступает основанием критики тринитарного догмата, отрицая общее понятие, объединяющее ипостаси Троицы в качестве реальной сущности (решением Суассонского Собора в 1092) Иоанн Росцелин был обвинен в "тритеизме", а его учение было квалифицировано как еретическое), в силу чего Н. впоследствии неод-нократно актуализировался в контексте антитринитаристских идей. В приложении к гносеологической проблематике Н. выступает в исто-рико-философской традиции своего рода принципиальным основанием сенсуализма: в средневековой фило-софии — Николай из Отрекура, Николай Орем, Жан Буридан и др., что же касается более поздних экспли-каций, то в варианте концептуализма Н. фундирует собою программу синтеза эмпиризма и рационализма (Локк); в крайнем же своем варианте Н. послужил основой субъективизма в гносеологии и тактически был по-ложен в основу неопозитивистской программы элиминации из языка науки "метафизических суждений" (физикализм). В приложении к ант- ропоэтической и социальной пробле-матике Н. задает яркий вектор инди-видуализма: от ранних концепций свободы воли у Иоанна Дунса Скота до индивидуалистических концепций 14 в., фундированных принципом невозможности примата общего (целого), т. е. социальной иерархии, над частью, т. е. частной жизнью (идеи "соборного движения" за при-знание авторитета национальных со-браний верующих выше авторитета Папы). Применительно к проблема-тике логической Н. закладывает ориентацию на узкую трактовку исчисления предикатов, основанную на том принципе, что значениями переменных могут выступать лишь онтологически артикулированные объекты, их дискрипции и имена, но не символические термины, смысл которых задается контекстом (тезис Куайна о недопустимости связывания универсалий кванторами \/и Е, ибо в противном случае логика неизбежно сталкивается с парадоксами; классический пример — парадокс Рассела). Будучи апплицированным на сферу осмысления фундаментальных оснований математики, Н.
ста-новится актуальным в 1-й четверти 20 в. И если становление теории множеств стимулировало возрождение в математике так называемого пла-тонизма (Г. Кантор, Фреге), допус-кающего неограниченное введение абстракций как онтологических сущностей (принцип абстракции), то в противовес ему в сфере логико- философских оснований математи-ки оформляется изоморфная Н. про-грамма исключения абстракции (Лесьневский, Л. Хвистек, Т. Котар- биньский, А. Тарский, Н. Гудмен, У. Куайн, Л. Генкин, Р. Мартин и др.).

Целью этой программы является по-строение внепарадоксальной мате-матики на основе формализованных языков, в системе которых реализу-ется исключение абстракций (теорема исключения абстракций В. Крейга) и замены их языковыми моделями (функциональная семантика Тар- ского). Такая постановка проблемы выводит в сферу внелогической про-блематики, касающейся фундамен-тальных философских вопросов: "Как символизм математики функ-ционирует в качестве языка, полезного при взаимодействии между те-ми, кто употребляет этот символизм, и их физическим окружением? На самом деле это и есть решающий вопрос. В чем состоит соотношение между языком и объектами мира?" (Л. Генкин). В этой связи номинали-стическая программа позволяет расширить подход к проблеме мате-матического формализма и языка, инспирируя развитие таких сфер, как логическая семантика, формальная семантика, теория записи, языковое моделирование и др. Н., таким образом, может рассматриваться не только как направление средневековой схоластики, но — шире — как куль-турный феномен парадигмального характера, проявивший себя в различных социокультурных областях. Идеи Н. актуализируются постмодернизмом в контексте ориентации со-временной культуры на идеалы иди- ографизма (см. "Постмодернистская чувствительность", Идиографизм).

М. А. Можейко

НОМОТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД — см. БАДЕНСКАЯ ШКОЛА НЕО-КАНТИАНСТВА, ВИНДЕЛЬБАНД, ИДИОГРАФИЗМ, ИСТОРИЦИЗМ.

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме НОМИНАЛИЗМ:

  1. НОМИНАЛИЗМ (от лаг. nomen, nominis — имя
  2. НОМИНАЛИЗМ (лат. nomina - имена, nominalis - относящийся к названиям
  3. КОНЦЕПТУАЛИЗМ
  4. КОНЦЕПТУАЛИЗМ (лат. conceptus - понятие
  5. УНИВЕРСАЛИИ (лат. univar- salis — общий
  6. КОНЦЕПТУАЛИЗМ
  7. 2 . Схоластика как рациональное обоснование теологии
  8. СУБСТАНЦИЯ (лат. substantia - сущность, нечто, лежащее в основе
  9. СЕНСУАЛИЗМ (от лаг. sensus — восприятие, чувство, ощущение)
  10. СОДЕРЖАНИЕ
  11. ПРИМЕЧАНИЯ
  12. РЕАЛИЗМ (лат. realis - действительный, вещественный
  13. СУБЛИМАЦИЯ
  14. Средневековье
  15. СХОЛАСТИКА (от лат. scholastica, schole — ученая беседа, школа
  16. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
  17. СУБСТАНЦИЯ (от лат. substantia — сущность, существо, суть