<<
>>

НОНСЕНС


— понятие современной философии, содержание которого явилось результатом переосмысления традиционной фигуры отсутст-вия смысла в контексте постмодернистской "метафизики отсутствия": как отсутствие стабильной струк-туры ризомы (см.
Ризома) есть усло-вие ее плюральной "структурации" (см. Номадология), как отсутствие стационарного значения текста открывает возможности плюрального означивания (см. Означивание), так и Н. как отсутствие раз и навсегда заданного смысла есть условие воз-можности семантического движения как такового. Данная трактовка Н. во многом связана с общей парадиг- мальной презумпцией постмодерна, которая может быть обозначена как презумпция рассмотрения объекта (начиная от той или иной специфич-ной предметности до мира в целом) в качестве хаотичного (см. Постмо-дернизм, Хаос). — Постмодернистский хаос потенциально космичен, но эта космичность не ограничена единственно возможной версией об-ретения смысла, представляя собой, по оценке Делёза, своего рода "игру смысла и нонсенса, некий хаос-кос- мос" (см. Хаосмос). Фундаментальным способом легитимации знания (см. "Закат метанарраций") выступает в культуре постмодерна не ло-гически артикулированный, как это было характерно для культур клас-сического и неклассического типа, но фундированный презумпцией Н. новый тип легитимизации — "леги-тимизация посредством паралогизма" (Лиотар). Согласно "логике смысла" Делёза, абсурд есть "то, что сущест-вует без значения", но открывает возможность возникновения значе-ния. — Абсурд, Н. и парадокс проти-востоят, по Делёзу, не смыслу как таковому, но смыслу, понятому в качестве окончательного, не допускаю-щего своего дальнейшего варьирова-ния и прироста. Н. как лишенность смысла, напротив, противостоит от-сутствию последнего и в этом проти-востоянии оборачивается тем, что "само по себе дарует смысл". Согласно предложенной Делёзом модели, "именно здесь происходит дарование смысла — в области, предшествующей всякому здравому смыслу как смыслу общезначимому, ибо здесь, в муках парадокса, язык достигает своей наивысшей мощи". Фигуры соотношения Н. и смысла моделиру-ют в постмодернистской философии проблемное поле, связанное с феноменом случайности (см.: Детерминизм, Неодетерминизм, Необходимость и случайность). Так, в постмодернистской концепции исторического вре-мени презумпция случайности консти-туируется в контексте предложенной Делёзом суперпозиции "Н. — смысл". Если сложившиеся в конкретную конфигурацию Зона (см. Эон) сингу-лярности обретают в его системе отсчета определенную семантическую значимость, то последняя фундиро-вана в своем возникновении особым феноменом ("странным объектом", "вдруг"-событием), а именно: случайной флуктуацией темпоральнос- ти. Такое событие интерпретируется Делёзом в качестве Н.: "вся линия Зона пробегается... "вдруг", непре-станно скользящим вдоль этой линии и всегда проскакивающей мимо своего места... Это — парадоксальная инстанция или случайная точка, нонсенс поверхности и квази-причи- на, чистая абстракция, чья роль прежде всего в том, чтобы делить каждое настоящее сразу в обоих смыслах-направлениях — на про- шлое-будущее линии Эона".
Хронос, в отличие от Эона (см. Событий-ность), имеет со смыслом иные, не столь однозначные отношения: будучи лишенным видимого смысла, он тем самым лишен моносеман- тичности, смысловой финальности, закрытости смыслогенеза. В контексте такого подхода Делёз конституирует оппозицию двух типов детерми-нации: линейной, предполагающей наличие конкретного смысла (мо- ментный срез Эона), и нелинейной, предполагающей перманентное смыс- лопорождение (невозможность такого среза применительно к Хроносу). — Данная оппозиция фиксируется Делёзом именно посредством проти-вопоставления "смысла" и "Н.", — и если Н. сам по себе, казалось бы, не наделен смыслом, то он наделен чем-то большим: креативным смыс- лообразующим потенциалом, способ-ностью "дарования смысла". Неизменно и неожиданно проявляя себя как "вдруг", Н. имеет своим сиюми-нутным следствием разрушение ка-завшегося наличным смысла, однако далеко идущий "смысл Н." заключа-ется в открывающейся перспекти-ве бесконечного смыслопорождения: "...мы можем составить общую кар-тину движения языка... и дарования смысла... Ее приводит в действие па-радоксальный элемент, или случай-ная точка... Это — нонсенс... Но именно потому, что нонсенс обладает внутренней и изначальной связью со смыслом, он наделяет смыслом термины каждой серии. Смысл — это всегда эффект, производимый в сериях пробегающей по ним данной инстанцией". Эффект "вдруг" (как взрыв Н. в семантической среде) об-наруживает себя абсолютно спонтанно (автономно) и абсолютно случайно: "Событие как таковое — то есть смысл — отсылает к парадоксальному элементу, проникающему всюду как нонсенс или как случайная точка, к действующему при этом как квази-причина, обеспечивающая пол-ную автономию аффекта" (Делёз). В контексте презумпции Н. делёзов- ской концепции смыслополагания близка концепция семиозиса Кристевой, основанная на понимании смыслообразующих процедур как вызванных к жизни случайной флук-туацией, всплеском Н. и абсурда. Последнее фиксируется Кристевой как "смущение". Подобно тому как у Делёза Н. ("вдруг"-событие) выполняет функцию инициации верси-фикации событийных и смысловых "серий", точно так же и "смущение" у Кристевой обеспечивает неоднозначность и, следовательно, движение смысла посредством "расщепления" смысловых потоков семиотической среды: "Разряд гетерогенной энергии, сам принцип которого заключается в расщеплении и разделении, вступает в противоречие с тем, что остается в качестве следа, порождая вместо этого лишь только вспышки, разрывы, внезапные смущения, собственно и являющиеся условиями для новых символических порождений" (Кристева). В концепции Кристевой случайное, вне имманентной логики эволюции текста (смысла, значения, etc.) возникающее "смущение" по-рождается нестабильностью знаковой среды (аналогичной тому, что в концепции Р. Барта фиксируется как "напряженность текста", "текс-товое ожидание", "неразрешимость выбора" между кодами — см. Хора) и, в свою очередь, генерирует эту не-стабильность: возникающие вслед-ствие "смущения" семантические структуры ("символическое") неус-тойчивы, преходящи, их значимость сугубо ситуативна и в этом смысле принципиально не отличается от Н.: по Кристевой, "поэтический язык... постулирует свой собственный процесс как неопределимый между смыслом и бессмыслицей". Постмо-дернистская концепция Н. открыта для интерпретации в свете сфор-мулированной синергетикой модели соотношения так называемых "де-терминистических" и "индетерми-нистических" участков самоорганизационного процесса (Г. Николис, И. Пригожин, Г. Хакен — см. Синер-гетика). Оформляющиеся модифи-кации событийности не позволяют рассматривать конкретную конфи-гурацию событий, наделяемых в рамках этой конфигурации опреде-ленным смыслом, в качестве резуль-тата предшествующих состояний со-бытийности и их трансформаций: с точки зрения прежнего смысла, становящаяся конфигурация смысла вообще не имеет, лишена оснований и воспринимается как Н. В этом плане смысл и Н. как две различные, но равно необходимые грани бытия соотносятся, по Делёзу, та-ким же образом, как линейные и нелинейные "участки процесса" Пригожина, т. е. взаимно исключая ("не-совозможные серии событий") и одновременно дополняя (входя в "со-присутствие") друг друга. Фигура Н. также обретает новые ас-пекты семантики в контексте пост-модернистской версии осмысления проблемы модальности. Развивая предложенную Лейбницем проблему соотношения "совозможных" и "не- совозможных" событий, Делёз фик-сирует, что в пространстве Н. (в том пространстве, который в системе отсчета налично данного, обжитого "мира" воспринимается как невоз-можное, т. е. Н., — см. Невозмож-ность) конституируются те точки, где "начинается иной мир, не-совоз- можный с первым". То, что в одной из версий эволюции или динамики (в одном из не-совозможных миров) возможно и наделено смыслом, в другом выступает как Н., т. е. бес-смысленно и невозможно. Таким образом, в заданном контексте "нонсенс и смысл покончили со своим динамическим противостоянием и, — по словам Делёза, — вошли в со-при- сутствие... нонсенс поверхности и скользящий по поверхности смысл" (см. Поверхность, Плоскость). (См. так-же Абсурд, Пустой знак, Трансцен-дентальное означаемое, Событий-ность, Эон.)
М. А. Можейко
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001
Помощь с написанием учебных работ

Еще по теме НОНСЕНС:

  1. ХАОСМОС
  2. МЕТАФИЗИКА ОТСУТСТВИЯ
  3. НЕВОЗМОЖНОСТЬ
  4. Кризисы этого этапа отношений
  5. ОХОТА НА СНАРКА
  6. КОЭФФИЦИЕНТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И КОЭФФИЦИЕНТ ГОТОВНОСТИ
  7. § 5. Презумпция невиновности
  8. НЕОБХОДИМОСТЬ и СЛУЧАЙ-НОСТЬ
  9. КУЛЬТУРОЛОГИЯ
  10. КУЛЬТУРОЛОГИЯ
  11. ПЛОСКОСТЬ
  12. ПУСТОЙ ЗНАК
  13. Развитие розничных сетей в России
  14. 1. Введение
  15. ПОСТМОДЕРНИЗМ
  16. СОБЫТИЙНОСТЬ