<<
>>

НОСТАЛЬГИЯ, НОСТАЛЬГИЧЕСКОЕ

(греч. nostos — возвращение и algos — боль) — 1) универсалия культуры, отражающая аксиологическую арти-куляцию прошлого в качестве утраты. Выступает в качестве фундамен-тальной для западноевропейской культуры классического типа, уходящей своими корнями к концепции "припоминания" Платона, согласно которой душа улавливает в наличном бытии отблески и отголоски гармонии, некогда созерцаемой ею в царстве идей (см.

Эйдос, Платон, Красота, Гармония). На основе глубокого резонанса в европейской традиции платоновских идей в западном менталитете Н. артикулируется как Н. по идеалу, конституируя аксио-логическое пространство интерпре-тации таких базовых для западной культуры феноменов, как творчест-во, красота, время социальной жизни и др. (В качестве непосредственной концептуализации этого вектора сознания выступают ранние теории золотого века, неизменно отнесенно-го в прошлое.) 2) социально-психо- логический феномен острого пере-живания прошлого как утраченной и при этом экзистенциально значимой ценности.
В своей социально-пси- хологической размерности феномен Н. связан с психическими особенно-стями эмоционального восприятия человеком временных параметров своего бытия и, в первую очередь с его интенцией утвердиться во вре-мени, проявляющейся как жажда самоосуществления. Свойственная для европейской культуры позитивная эмоциональная окрашенность восприятия времени артикулируется применительно к настоящему как счастье, к будущему — как надежда, и к прошлому — как Н. И если для рефлексивно фиксированной в со-знании аксиологической шкалы цен-ностным максимумом выступает именно счастье как таковое, то в ре-альной культурно-психологической динамике акцентированными ока-зываются как раз надежда и Н. Это обусловлено прежде всего тем, что, поскольку счастье как состояние может быть описано в терминах экста-тического переживания, предпола-гающего своего рода растворенность в процессе (см.
Экстаз), постольку ему отнюдь не свойственна установ-ка на параллельный рефлексивный анализ, — счастливый не мудрствует (так, у Р. Бернса: "И невдомек ему, что счастье — тут. // Предчув-ствия счастливых не терзают. // Они конца мучительно не ждут, // Безоблачно не зная о начале"). Кроме того, как известно, длительность перцеп- туального времени непосредственно зависит от его событийной напол-ненности, и чем более интенсивна последняя, тем более скоротечным оно воспринимается в момент пере-живания и тем более длительным кажется в ретро-оценке. Это означает, что кульминационная реализация счастья во временном отношении точечно воспринимается субъектом как мгновение (те самые преслову-тые счастливые, которые "часов не наблюдают"), в то время как в воспоми-нании счастливый отрезок, напротив, субъективно растянут ("...и дольше века длится день" у Аре. Тарковского). Более того, психологами установле-но, что свыше 80 % воспоминаний окрашено у человека в розовый цвет, и даже то, что в свое время не пере-живалось в качестве счастья, в рет-роспективе подвергается переоценке и осмысливается в качестве ценности. — В сумерки вылетает не только сова Минервы, но и аполлоновский лебедь, птица гармонии, облетая свои владения, подернутые флером воспоминаний, смягчающим острые углы и акварельно-размыто обрисо-вывающим силуэт пережитого счастья. Past perfect — это время, в котором человек всегда может указать на безоблачное счастье: вот оно, было! В этом смысле Н. — это всегда Н. по прошлому, фантомная боль вре- меннбго существования. Н. как тоска по родине — в случае, если эта родина утрачена: ты ушел (прост-ранственно уехал,оставил)или она оставила, ушла в прошлое ("Привы-кай, привыкай: мы теперь ¦— эмиг-ранты, // Ни на миг не покинув родную страну..." у И. Димарина); Н. по юности — если эта юность уже позади (пронзительное восприятие любимой в юности музыки, сакральное отношение к "песням нашей мо-лодости", выбор для своих детей книг, читанных в детстве, — все это, в сущности, позиция бабушки в "Белых ночах" Достоевского: "Севильский цирюльник"? Да это тот самый "Ци-рюльник", которого в старину давали? Да как же, как не знать! Я сама в старину на домашнем театре Рози- ну играла!.. Да, пожалуй, поедем! Отчего же не поехать?!"); Н. по ушедшей любви, дружбе, по "прежним временам" — в конечном итоге по любому plus quam perfekt. Строго говоря, именно неучет этой особен-ности человеческого сознания и является мефистофелевой ошибкой: сколько было бы уловлено душ, если бы вместо предполагающего син-хронную счастью рефлексию "Оста-новись, мгновенье, ты прекрасно!" в договор было бы внесено ретро- спективно-ностальгическое: "Мгновение, вернись!..".

М. А. Можейко

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме НОСТАЛЬГИЯ, НОСТАЛЬГИЧЕСКОЕ:

  1. НОСТАЛЬГИЯ, ностальгическое (греч. nostos - возвращение и algos - боль
  2. НОСТАЛЬГИЯ
  3. НОСТАЛЬГИЯ (лат. nostalgie - тоска по родине, по прошлому
  4. 4.1. Воздействие на чувства избирателей
  5. ВОСЕМЬ ПРАВИЛ СОЗДАНИЯ РЕКЛАМНЫХ МАТЕРИАЛОВ
  6. ..Эти клубные вечера
  7. Авторы статей
  8. ХОРКХАЙМЕР (Horkheimer) Макс (1895-1973) - немецкий философ и социолог
  9. БЕНТАМ (Bentham) Иеремия
  10. НОРМА
  11. Вы уволены? Поздравляю! Вы не представляете, как вам повезло!
  12. Невмешательство в преступление тоже является преступлением.
  13. 1. Феномен человека в истории философии
  14. Мерило достоинств
  15. ОГЛАВЛЕНИЕ
  16. СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ
  17. ЭЛЕМЕНТЫ
  18. ЭЛЕМЕНТЫ (лат. elementum - стихия, первовещество; калька греч. stoiheia, от stoihos - члены ряда, т.е. первоначально буквы алфавита