<<
>>

НОВАЛИС

(Novalis) (настоящие имя и фамилия Фридрих фон Хар- денберг (von Hardenberg) (1772— 1801) — немецкий мыслитель, поэт и прозаик Йенского романтизма, в чьем творчестве наиболее полно выражено романтическое миросозерцание.

Многие сочинения Н. были опубликованы после его смерти Шле- гелем и Л. Тиком в журнале "Атеней". Главные произведения Н.: поэтически-философские "Фрагменты" (1802), "Христианство или Европа" (1799, опубликовано 1826), лирические циклы "Гимны к ночи" (1800), "Духовные песни", роман-миф "Генрих фон Офтердинген", повесть "Ученики в Саисе" и др. Взгляды Н. формирова-лись под влиянием "Наукоучения" Фихте и немецких мистиков, особенно Бёме. — Н. воспел поэта и поэзию как самую глубокую и изначальную силу жизни. В противоположность миру материальных отношений между людьми Н. выдвигает духовный принцип бытия, который проявляется в сердечности и искренности чело-веческих отношений, в бескорыстной, одухотворенной, самоотверженной любви человека к человеку. Любовь, согласно Н., есть идеал, она способна объединять людей, давать жизни духовное содержание, преобразовывать мир.
Современный мир, лишенный идеала, лишен и любви, — он недостоин человека, неистинен, ущербен и несовершенен. Н. пишет о глубокой неудовлетворенности действительностью, о "людях плоти", которые торжествуют, крепко стоят на ногах, пользуясь всеми реальными наслаж-дениями и благами, в то время как презирающие их романтики терпят поражение, и им не остается ничего другого как оплакивать несовершенства жизни. Романтическое раздвое-ние мира на материальный и духовный отражается, по Н., в раздвоенности души, в разорванности сознания, пагубных для личности. Отсутствие гармонии с действительностью неиз-бежно ведет к отсутствию в человеке гармонии с самим собой, становится постоянным источником мучений.
Выход Н. видит либо в уходе от дей-ствительности в мир книг, искусства, в природу, в создании идеальных фантастических миров; либо в примирении с действительностью, что равносильно гибели; либо в идеализации прошлого: средневековья, которое сквозь призму романтического идеала наполнено светом и идиллией, а также первобытной эпохи, не знающей противоречия личности и окружающей среды. Н. противопос-тавляет рационализму Просвещения культ чувства и творческого экстаза поэта, который понимает природу глубже, чем ученый, благодаря душевной чуткости и стремлению к красоте. Воспринимая природу, человек наделяет ее собственными свойствами, находит в ней отклик на свои душевные состояния, однако, воспринимая природу, он познает лишь самого себя: когда человек добирается до сокровенной сути вещей и срывает покрывало с тайны мира, то находит там лишь самого себя. Произведение искусства, созданное творцом, живет, по Н., своей жиз-нью, оно неодинаково воспринимается и интерпретируется людьми, которые живут в разных странах и временах, в силу чего его содержание, обретая новые смыслы, может оказаться значительнее и богаче субъективных замыслов художника. Поэтому возможности искусства неограниченны, оно способно преоб-разовывать общество и природу. Н. считает, что слово неадекватно миру и поэтому внутреннее "Я" личности принципиально бесконечно, универ-сально, неисчерпаемо, неповторимо, что размывает границы между про-тивоположностями и их взаимопереходом. Это приводит к эстетической игре противоположностями — добром и злом, истиной и заблуждением, свободой и необходимостью, реаль-ным и фантастическим, возвышенным и прозаическим, разумным и алогичным, а также к возможности стереоскопического синтеза в ткани художественного произведения различных аллегорических рядов в рамках философского мифотворчества (см. София). В последние годы творчества романтизм у Н. уступает место христианству, которое, по мнению Н., способно духовно объединять людей.

И. К. Игнатьева

НОВГОРОДЦЕВ Павел Иванович (1866—1924) — русский философ, социолог, правовед.

Окончил юридический факультет Московского уни-верситета. Завершал образование в Берлине и Париже. С 1896 — приват- доцент, с 1903 — экстраординарный, с 1904 — ординарный профессор Московского университета. Препо-давал также на Высших женских курсах. В 1897 защитил магистерскую ("Историческая школа юристов, ее происхождение и судьба"), в 1902 — докторскую ("Кант и Ге-гель в их учениях о праве и государстве") диссертации. После увольнения по политическим мотивам из Московского университета — ректор Московского высшего коммерческого института (1906—1918). Среди его учеников: И. Ильин, Вышеслав-цев, Флоровский, Н. Н. Алексеев и др. Основатель "идеалистической школы права" (школы "возрожденного естественного права"). Участво-вал в сборниках "Проблемы идеализма" (1902) и "Из глубины" (1918). С1905 — член партии кадетов, с 1917 — в составе ее ЦК, в 1906 избран депу-татом I Государственной думы. В го-ды Гражданской войны читал лекции в Таврическом университете (Симфе-рополь). В 1920 эмигрировал в Бер-лин, с 1921 — в Праге, где основал Русский юридический факультет в Пражском университете и возглавлял его до своей смерти, основал и был первым председателем Религиозно- философского общества им. В. Соловьева в Праге. Основные работы: трехтомник "Введение в философию права", из которого был издан первый том "Кризис современного пра-восознания" (1909), первая часть тру-да "Об общественном идеале" (1917); "Политические идеалы древнего и нового мира" (в двух выпусках, 1910, 1913); "Лекции по истории филосо-фии права. Учения нового времени 16—18 и 19 веков" (1912) и др. Н. исходил в своих научных построениях из критики концепций, посту-лирующих объективную реальность независимо от познающего сознания и игнорирующих автономность лич-ности, обладающей разумным нравст-венным началом. Наличие идеи должного (морального закона), по Н., факт чистого сознания, безусловно досто-верный сам по себе, независимый от исторической необходимости и эм-пирической данности. Нравственная идея императивна в качестве идеала и имеет абсолютную ценность.
В со-циокультурной практике императивная нравственная идея приобретает форму естественного права, задающего идеальные нормы культуры с меняющимися конкретно-социаль-ными содержаниями. Это предпола-гает признание самостоятельности этического начала. Историческая и социологическая причинность не способна объяснить необходимость идеи долга и перманентной крити-ческой оценки мира повседневности с позиции должного. Естественное право раскрывается в идее моральной личности, которая выступает идеалом и целью самой себя. Само-определяющаяся личность, по Н. яв-ляется исходным пунктом общест-венной реальности, что предполагает бесконечное нравственное совершен-ствование личности, которое не может быть полностью реализовано в настоящем. Личность как носитель идеала, права изначально оппозици-онна государству, закону (в силу по-стоянства разрыва между идеалом и действительностью). С другой стороны, они Ъсегда связаны между собой. Логика идеала задает разумную дистанцию личности и общества, но предполагает и встречу субъ-ективного сознания с объективностью социальной реальности. Таким образом, сама природа личности двойственна: она стремится к абсо-лютной свободе, будучи при этом ориентированной одновременно на жизнь в социуме, на равенство и со-лидарность автономных индивидов. Точно так же и социальный универ-сум предполагает — наряду со своим реальным измерением (социокультурные формы) — измерение идеальное (нравственное сознание), пред-полагающее бесконечность своих воплощений в реальности. Соответ-ственно и культура несет в себе как уравнительно-нивелирующую, так и освободительно-индивидуализирующую составляющие. Любые формы одностороннего рационализма по-рождают различные формы социаль-ного утопизма (социализм, анархизм) и вызывают кризис ценностей демо-кратии, так как провозглашаемое формальное право свободы не допол-няется, считает Н., правом на обес-печение достойного существования. Начало 20 в. со всей очевидностью показало как несостоятельность сци-ентистских претензий позитивистски ориентированной науки на пе-реустройство общественной жизни, так и неспособность правового госу-дарства воплотить идеальную мечту верховенства права.
Господствовавшее в его время позитивное право Н. называл "философией легального де-спотизма", но и либеральный инди-видуализм с его требованием невме-шательства государства в частную жизнь терпит практическое пораже-ние. Все это приводит, по мысли Н., к глобальному кризису правосознания. Наука отличается точностью своих заключений, но только этика (или мораль) характеризуются бес-конечностью своих перспектив. Гар-мония свободы и равенства оказыва-ется главным образом императивом нравственного действия, а не планом реальной социальной практики. Эта критическая тема особенно усилива-ется в последний период творчества Н., характеризующийся его поворо-том к религиозной проблематике. Западное христианство, апеллирую-щее к принципу индивидуализма, по Н., испытывает глубокий кризис, перестает выполнять функцию все-проникающего нравственного обще-ния. Религия утрачивает смысл, че-ловеческая душа опустошается, в ней разрушаются вечные связи и вековые святыни. Кризис безрелигиозного Запада преодолим на принципах вселенской солидарности, присутст-вующих в православии и теоретически обоснованных В. С. Соловьевым и его последователями. Религия ста-новится для Н. абсолютно ценным содержанием жизни, единственным путем преодоления идей (и практик) утопизма и индивидуализма: авто-номная мораль должна быть заменена, по Н., теономной моралью, а де-мократия — агиократией, властью святынь.

В. JI. Абушенко

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме НОВАЛИС:

  1. КОМПЛЕКС (лат. complexus - связь, сочетание
  2. КОМПЛЕКС
  3. ЛАНДШАФТ
  4. СОФИЯ (греч. sophia - мастерство, знание, мудрость
  5. ГЕДОНИЗМ
  6. ПИЕТИЗМ (лат. pietas - благочестие
  7. СОФИЯ
  8. ТРАДИЦИОНАЛИЗМ
  9. БАХАЙ
  10. НИЦШЕ (Nietzsche) Фридрих (1844-1900
  11. ГЕДОНИЗМ
  12. Авторы статей
  13. СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ РОМАНТИЗМ
  14. ШАМБАЛА
  15. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ - ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
  16. РОМАНТИЗМ