<<
>>

43. Нравственная и эстетическая формы общественного сознания. Их роль в формировании духовно-интеллектуального содержания личности.

Нравственность – это понятие, которое является синонимом морали. Мораль – это совокупность норм и правил поведения людей, выработанных обществом.

Правила морали не формулируются и не регулируются юридическими нормами, но они обязательны для всех без исключения членов общества и контролируются самим обществом в жизненной практике.

Благодаря сложившейся традиции неукоснительного соблюдения моральных устоев, мораль приобретает нормативно-регулятивную функцию, как в отношениях между людьми, так и в отношениях человека с обществом.

Таким образом, в морали аккумулируются правила поведения людей, а также их обязанности по отношению друг к другу и к обществу, не продиктованные законодательными нормами, а соответствующие коллективно принятым духовным устоям.

В моральных нормах отражены такие общечеловеческие нравственные ценности и принципы, как добро, гуманизм, сострадание, коллективизм, честь, долг, верность, ответственность, великодушие, благодарность, дружелюбие и т.д.

Моральные нормы являются основными правилами любого общества, а мораль, таким образом, можно рассматривать как форму общественного сознания, включающую в себя общечеловеческие устои и правила отношений между людьми в частном общении и в социальных процессах.

Мораль, следовательно, в каком-то смысле является своеобразным вневременным и внеисторическим кодексом поведения людей, неким всеобщим идеалом их отношений, некоей абстрактной целью, к которой должно стремиться общество.

А нравственность, как понятие, относится к сфере конкретного, практического применения морали в частной и социальной практике.

Нравственность всегда привязана к той или иной конкретно-исторической ситуации и представляет собой мораль, практически осуществляемую в конкретно-исторической повседневной практике.
Поэтому нравственные нормы, такие, как, например, категории добра, зла, долга, совести, чести, достоинства, ответственности и т.д., всегда имеют конкретно-историческое содержание, ибо они всегда обусловлены состоянием и характеристиками данного общества.

Нравственное сознание изучается одной из философских дисциплин – этикой. Этика – это наука о морали. Наука этика рассматривает специфику нравственного сознания и выделяет в нем два основных начала:

1. Эмоциональное начало. Это начало нравственного сознания формируется из различных восприятий индивидом мира в моральном аспекте.

По большей части это различного рода моральные оценки и переживания окружающего мира, представляющие собой личный отклик индивида к сторонам и событиям жизни с точки зрения нравственности.

2. Интеллектуальное начало. Это начало нравственного сознания представлено в виде различных форм осмысления моральных норм, принципов, идеалов, понятий добра, зла, справедливости, совести и т.д., а также в виде исследования причин возникновения этих норм, или законов их проявления.

Нравственное сознание связано с другими формами общественного сознания, среди которых оно оказывает особое влияние на правовое сознание, политическое сознание, эстетическое сознание и религию.

Наиболее тесно нравственное сознание взаимодействует с религиозным сознанием и правосознанием. Однако если религия дает нравственному сознанию силу нравственной санкции, то право, само, являясь санкцией, не может придавать нравственности принудительного характера.

Таким образом, нормы морали опираются:

– либо на религиозные санкции (гетерономная мораль),

– либо на стихийно сформировавшееся общественное мнение (автономная мораль).

Нравственное сознание, и, как следствие, нравственное развитие людей, приобретает особенно важное значение в современном обществе, потому что современное общество становится всё более глобальным, общепланетным и технологически насыщенным до такой степени, что отдельные поступки небольших групп людей, стоящих у власти, или осуществляющих руководство производственными, социальными или научными отраслями, могут оказать самое серьезное воздействие на судьбы всего человечества.

В этих условиях понимание обществом общечеловеческих ценностей в качестве первоприоритетных, возможно лишь при условии формирования высоконравственной личности, то есть личности, развитой в социально-нравственном плане до уровня понимания необходимости абсолютного соблюдения социальной справедливости и осознания всей меры социальной ответственности.

Подобного рода понимание невозможно получить только благодаря интеллекту, оно должно пройти через чувства человека, через его эмоции.

Наиболее эмоциональны по природе человека его духовные движения, относящиеся к эстетическому сознанию.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ есть отражение человеком окружающего мира в эмоционально переживаемых образах, связанных с чувствами возвышенного, прекрасного, трагического и комического.

В эстетическом сознании в одинаковой степени оцениваются и переживаются, как положительные стороны окружающего мира, так и отрицательные.

Эстетическое сознание является человеческой потребностью, то есть неодолимым стремлением человека к эстетическим переживаниям эмоционального, рационального и деятельного характера.

Таким образом, структура эстетического сознания содержит:

1. Эстетические потребности:

– эмоционального характера, направленные на восприятие эстетических явлений мира;

– рационального характера, направленные, как на осмысление эстетических переживаний, так и на познание сущности и законов эстетики;

– деятельного характера, направленные на реализацию желания наслаждаться искусством и творить его объекты самому.

2. Эстетические чувства.

Это чувства, относящиеся к категории высших чувств человека, то есть, к разряду сложных чувств, тесно связанных с интеллектом и насыщенных глубиной переживания.

В реальной практике жизни эстетические чувства – это различного рода эстетические переживания самого разного характера и самой разной силы.

3. Эстетические вкусы.

Эстетический вкус – это умение понимать и оценивать эстетические категории прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического в жизни и в искусстве.

Эстетический вкус определяется мировоззрением личности, и проявляется в любой её творческой деятельности, в поведении, в быту и т.д.

4. Эстетический идеал.

Эстетический идеал представляет собой некую высшую цель, некий образец стремлений, то есть является идеальным образом того, чего в мире вообще нет, или еще нет.

Эстетический идеал является, следовательно, опережающим мысленным образом мира и стимулирует практическую деятельность и мышление человека на совершенствование окружающей действительности в соответствии с собой. Таким образом, эстетический идеал выполняет прогностическую функцию и является мировоззренческим компонентом сознания, так как определяет характер и направление мышления личности.

Кроме того, эстетический идеал является критерием эстетической оценки явлений жизни или произведений искусства.

Насколько человек сопоставляет свои эстетические впечатления с имеющимся у него эстетическим идеалом, настолько эстетический идеал становится регулятором эстетического сознания, как отдельного человека, так и общества в целом.

Но при этом сам идеал постоянно меняется, поскольку меняется окружающая жизнь и меняется сам человек.

Таким образом, процесс формирования эстетического идеала в эстетическом сознании сложен, никогда не заканчивается и противоречив, поскольку сложна, безостановочна и противоречива сама жизнь.

Тесно связано с формированием эстетического идеала и с формированием эстетического сознания искусство. ИСКУССТВО – это художественное творчество в целом, во всех своих формах: литература, изобразительные техники, музыка, архитектура, танец, театр, кино и т.д.

Искусство не только приобщает человека к духовным переживаниям и формирует его взгляды на эстетические ценности, но и развивает эстетический вкус, пробуждает высокие чувства, развивает творческие способности. Всё это в совокупности оказывает прямое воздействие на формирование эстетического сознания и эстетического идеала в его структуре.

Поскольку искусство обладает возможностью с огромной силой воздействовать на личность эмоционально и интеллектуально, то важнейшей функцией искусства является воспитательная, призванная обогащать духовный мир человека и формировать в нём идеалы высокой нравственности.

Таким образом, можно говорить о непосредственном взаимодействии эстетического сознания и этического сознания, в процессе которого нравственное сознание участвует в формировании эстетических идеалов, а эстетические идеалы формируют нравственное сознание общества.

Основные термины

ИСКУССТВО – художественное творчество в целом, во всех своих формах.

МОРАЛЬ – совокупность выработанных обществом идеальных норм и правил поведения людей.

МОРАЛЬ АВТОНОМНАЯ – этическая система, опирающаяся на стихийно сформировавшееся общественное мнение.

МОРАЛЬ ГЕТЕРОНОМНАЯ – этическая система, опирающаяся на религиозную или другого рода законодательную санкцию.

НОРМА МОРАЛИ – обязательная с точки зрения нравственности модель поведения человека.

НОРМА ЮРИДИЧЕСКАЯ – разработанная и узаконенная системой права модель правового поведения.

НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ – система моральных принципов в отношениях между людьми, в отношениях между людьми и обществом, в отношениях между людьми и законом, и т.д.

НРАВСТВЕННОСТЬ – совокупность сложившихся норм конкретного, практического применения морали в частной и социальной практике.

ЭМОЦИЯ – кратковременное психическое переживание.

ЭСТЕТИКА – система знаний о формах и о законах художественного восприятия мира.

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ПОТРЕБНОСТЬ – неодолимое стремление человека к эстетическим переживаниям эмоционального, рационального и деятельного характера.

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС – умение понимать и оценивать эстетические явления в жизни и в искусстве.

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ – эстетический образец и цель стремлений, формирующий эстетическое мировоззрение и выступающий критерием оценки эстетических явлений.

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА – сложные и глубокие эстетические переживания, тесно связанные с интеллектом.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ – отражение окружающего мира в эмоционально переживаемых образах, связанных с чувствами возвышенного, прекрасного, трагического и комического.

ЭТИКА – наука о морали.

<< | >>
Источник: В. Нюхтилин. ШПАРГАЛКИ ПО ФИЛОСОФИИ. 2003

Еще по теме 43. Нравственная и эстетическая формы общественного сознания. Их роль в формировании духовно-интеллектуального содержания личности.:

  1. 41. Общественное и индивидуальное сознание: их взаимосвязь.Структура общественного сознания и его основные формы.Обыденное и теоретическое сознание.
  2. 44. Научная и религиозная формы общественного сознания. Характер их исторического развития. Их роль в современном обществе.
  3. Общественное сознание и духовная культура
  4. 42. Политическая и правовая формы общественного сознания. Их роль в современном обществе. Политико-правовая культура и демократия.
  5. Тема 10. Общественное сознание — субъект и объект духовная культура
  6. 5. Формы общественного сознания
  7. Эстетическое сознание
  8. Нравственное сознание
  9. 25. Проблемы сознания в философии. Язык и мышлениекак формы объективизации сознания. Их соотнесенность.
  10. 34. Трудовая деятельность людей как основной фактор антропосоциогенеза. Общественное бытие и общественное сознание, характер их соотнесенности.
  11. ГЛАВА 11. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННОЙ НРАВСТВЕННОСТИ
  12. 45. Культура и духовная жизнь общества. Культуракак определяющее условие становления и развития личности.
  13. ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ
  14. 4 . Общественное и индивидуальное сознание, их взаимосвязь
  15. Лекция 7. Деятельность и сознание личности
  16. Искусство как форма общественного сознания
  17. МОРАЛЬ (нравственность) (лат. Moralis - нравственный, mores - нравы