<<
>>

НУЛЬ-ГИПОТЕЗА


(нулевая гипотеза) — утверждение, постулирующее отсутствие различий между сравниваемыми величинами или от-сутствие связи между изучаемыми переменными. Используется при статистической проверке гипотезы.
В качестве антитезиса к Н.-Г. фор-мулируется альтернативная гипотеза, утверждающая наличие различий между величинами или связи между переменными. Статистическая проверка гипотезы состоит в том, чтобы на основании некоторого численного критерия определить, следует ли принять Н.-Г. или отклонить ее, что равносильно принятию альтернативной гипотезы Н.-Г. при этом играет роль теоретического ут-верждения, которое следует отклонить, если найдется противоречащий ему пример, но нельзя считать доказанным, если такого примера нет. Таким образом, отклонение Н.-Г. "более важно", чем ее принятие. Ста-тистическая проверка гипотезы является разделом математической статистики, позволяющим распрост-ранять результаты выборочного ис-следования на генеральную сово-купность (см. Выборочные методы). Утверждения, сформулированные в Н.-Г. и альтернативной гипотезе, относятся к параметрам генераль-ной совокупности, в то время как решение принять или отклонить Н.-Г. принимается на основе численного критерия, рассчитанного по выборке. В силу случайности выборочного метода решение может быть принято как правильно, так и ошибочно. Ошибка, состоящая в том, чтобы от-клонить Н.-Г., которая на самом деле верна, называется ошибкой первого рода; ошибка, заключающаяся в том, чтобы принять Н.-Г., которая на самом деле неверна, — ошибкой второго рода. Пусть, например, следует проверить гипотезу о том, что средняя заработная плата женщин ниже, чем средняя заработная плата мужчин (по генеральной совокупно-сти всего занятого населения). Данная гипотеза, утверждающая нера-венство, может использоваться как альтернативная. Н.-Г. в этом случае будет утверждать, что средняя заработная плата женщин и мужчин оди- 714 Нуцубидзе
накова. Если выборочное исследова-ние покажет, что средняя зарплата мужчин выше, мы отклоним Н.-Г. (поскольку результаты исследова-ния ей противоречат) в пользу аль-тернативной гипотезы. Это решение будет правильным, если в генеральной совокупности выше зарплата мужчин, или ошибочным, если в ге-неральной совокупности выше зарплата женщин (ошибка первого ро-да). Если в результате выборочного исследования окажется, что выше средняя зарплата женщин или что зарплата мужчин и женщин одинакова, будет принята Н.-Г., поскольку данные скорее противоречат аль-тернативной гипотезе, чем нулевой. Это решение будет ошибочным (ошибка второго рода), если в генеральной совокупности выше зарплата мужчин, и правильным, если в генеральной совокупности выше зарплата женщин. Однако как обстоят дела в генеральной совокупности, как правило, неизвестно. Поэтому любое из решений не исключает возможных ошибок, и задача состоит в том, что-бы оценить вероятность каждой из ошибок. Вероятность ошибки первого рода называется уровнем значи-мости, вероятность ошибки второго рода — мощностью критерия. (См. Гипотеза.)
О. В. Терещенко НУЦУБИДЗЕ Шалва (188&—1969) — грузинский философ, логик, культу-ролог. Окончил историко-филологи-ческий факультет Петербургского университета (1910).
В 1911—1914 дважды был за границей, где ра-ботал под руководством Вундта, И. Фолькельта и К. Барта. С 1918 — в Тбилисском университете (был заведующим кафедрой философии, деканом, проректором, директором фундаментальной библиотеки). В 1926 защитил докторскую диссертацию. Академик Грузинской ССР с 1944. Основные работы: "Введение в фило-софию" (1920, на грузинском языке); "Основы алетологии" (1922, на грузинском языке); "Истина и структура познания"(1926, на немецком языке); "Философия и мудрость" (1931, на немецком языке); "Руставели и восточный Ренессанс" (1947); "Тайна Псевдо-Дионисия Ареопаги-та" (1942); "Творчество Руставели" (1958); «К происхождению греческого романа "Варлаам и Иосаф"» (1956); "Петр Ивер и античное философское наследие" (1963). Кроме того, Н. ав-тор "Теории искусства" (опублико-ванной в 1929), работ по логике: "О суждении" (1913); "К природе по-нятия" (1919); "Логика. Пропедев-тический курс" (1923); "Логика" (1949, не опубликована); "Диалекти-ческая и формальная логика" (1951); работ по истории европейской и рос-сийской философии: "Шпенглер как показатель кризиса европейского мышления (1923); "Признаки кризиса в мышлении и литературе Запада (1929); "Чернышевский как мыслитель" (1928) и др. Ему принадлежит также ряд работ по истории грузинской философии. Н. является автором философской системы, которую он назвал "алетологический реа-лизм", основоположником теории восточного Ренессанса, основателем истории грузинской философии как научной дисциплины, создателем гипотезы об авторе ареопагитских книг (Петр Ивер), одним из перевод-чиков на русский язык поэмы Ш. Руставели "Витязь в тигровой шкуре". Н. поставил перед собой задачу "преодоления западного мышления изнутри", выступив против абсолютизации всеобщего, господства разума над действительностью. "Преодоление" западной философии у Н. шло не через отмежевание от Ге-геля (неокантианство, Мур и др.), а через критику трансцендентализма Канта. Н. исходил из того, что в исследовании возможностей позна-ния Кант ограничился лишь выявлением условий возможности априор-ного знания, т. е. сделал уступку в пользу познающего субъекта и, преодолев психологизм, впал в ошибку антропологизма. Н. вводит для понимания этой ошибки два понятия: "специфически человеческое" (все, что обусловлено природой человека и из нее проистекает) и "специально человеческое" (то, что в специфических условиях принимает человечес-кий вид, не будучи производным от человека). Сложнее всего найти исходную точку, позволяющую изжить "специально человеческое", которым пронизаны все построения западной философии. Ее поиск пред-полагает установление предварительных условий познания. Таковыми, согласно Н., являются: 1) признание вторичности познания по отношению к предмету (познаваемое пред- задано познанию, — чтобы быть познанным, предмет должен сущест-вовать); 2) постулирование опре-деленности познаваемого (оно должно быть определенностью в себе); 3) признание того, что познание и познаваемое должны быть схожи друг с другом (иначе они не могут друг с другом соприкоснуться). Цен-тральное (узловое) условие — второе. Познание всегда есть познание определенности. Гносеология, пост-роенная на исследовании субъект- объектного отношения, описывает лишь движение в познании, а не за-вершенное познание, которое не нуждается ни в субъекте, ни в объекте (как соотнесенные категории они снимаются, по Н., одновременно). Результат познания существует независимо от получившего его субъ-екта и наличия объекта, по поводу которого он был получен. Познание только психологически связано с "Я", эта связь не проясняет природы познания, ничего не прибавляет к со-держанию познанного. Определен-ность познаваемого включает в себя и существование, и истину ("большее, чем сущее"), поскольку она противостоит небытию, т. е. иначе- бытию, и отрицает его. Определен-ность тождественна так-бытию (оп-ределенно то, что упраздняет другие возможности); определенность есть "истина в себе". Познание всегда есть внесение определенности в нео-пределенное, но определенность ис-ходит не от субъекта (как в гносео-логии), а от самого объекта. Она не вносится в предмет познанием, а является для него одновременно исходной точкой и целью. По содержанию истина и действительность тождест-венны. Зафиксировать это содержа-ние не способны ни гносеология (познание предмета), ни феноменология (познание как интенция), так как они не рассматривают структуру познания. Сделать это может только алетология, или алетологический реализм (от греч. aletheia), как учение об истине, об условиях сущест-вования научного и философского знаний, выходящее за пределы про-тивопоставления субъекта и объекта (в работе "Теория искусства" она распространена Н. и на область эсте-тического). В качестве Н. называет Б. Больцано (ему была посвящена первая работа Н. — "Больцано и теория науки", 1913) и немецкого философа И. Ламберта. Алетология исходит не только из истинного су-ществования сущего, а (прежде всего) из его существования как истины. Коль скоро объект познания не просто существует, но существует как определенность, как истина, то его бытие содержит всегда "нечто большее, чем простое существование", что и задает ему определенность (ценность в конечном итоге). "Двой-ственность" бытия порождает и дву- мерность структуры познания (дву- дименсиональность познания, англ. dimension — измерение): 1) вектор прогресса — субъект открывает все новое в предмете (шаг вперед к неиз-вестному для субъекта); 2) вектор регресса — "истина в себе" переводит-ся в "истину для нас" (шаг назад к тому, что дано изначально). Таким образом, центральной категорией алетологии является категория "истины в себе". С этих позиций Н. рас-сматривает логику не только как науку о правильном мышлении (о пра-вильности познания), а как теорию истины, формальную логику — как пропедевтику философской логики, считая, что логика и гносеология должны объединиться в рамках але-тологии. В работе "Философия и му-дрость" Н. специально рассматривает проблему философствования. Теория (философия) трактуется им как опора практической целеустановки (му-дрости), как путь к мудрости и основа преобразования мира. Мудрость предполагает преодоление "специ-фически человеческого", философия — еще и "специально человеческого". Последнее для "схватывания" "исти-ны в себе" предполагает движение не в рассудке, не посредством логичес-кого суждения, а в "теории" посред- ством "не имеющего направленности непосредственного видения", отли-чаемого Н. от интуиции. Идея "виде-ния", как и идея "двудименсиональ- ности" познания, была воспринята и критически переработана Узнадзе (который отмечал, что в самой алето- логии нет достаточного обоснования того, что это "видение" не есть проявление человеческой природы). Проблемами алетологии Н. активно занимался в 1913—1931 (по датам первой и последней публикаций). Второй период его творчества связан прежде всего с концепцией восточного Ренессанса. В работе "Руставели и восточный Ренессанс" Н. впервые выдвинул тезис о том, что Ренессанс в современном понимании возник вначале на Востоке (Арабский Халифат, Иран, Средняя Азия, Византия, Армения, Грузия), а лишь затем на Западе (первоначально в Италии). Особо анализировалось при этом значение теологической мистики и ересей, сохранивших связь с антич-ностью. С этой целью Н. было пред-принято и сопоставление философ-ских систем ряда авторов, в частности Прокла, Петрици, Низами и Руставели. Во многом в этой плоскости лежит и постоянный интерес Н. к Псевдо-Дионисию Ареопагиту (по его версии, Петр Ивер). Концепция восточного Ренессанса Н. была под-держана и развита Н. Конрадом, В. Чалояном, И. Брагинским, В. Жир-мунским, М. Алексеевым, Д. Лиха-чевым и др.
В. Л. Абушенко
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме НУЛЬ-ГИПОТЕЗА:

  1. ГИПОТЕЗА
  2. ГИПОТЕЗА
  3. МЕТАФОРИЧЕСКИЕ Я-ГИПОТЕЗЫ
  4. 3. Финитарная гипотеза Ф. Эвеллена
  5. ГИПОТЕЗА
  6. ГИПОТЕЗА ЕСТЕСТВЕННОГО УРОВНЯ
  7. ГИПОТЕЗА И ЭКСПЕРИМЕНТ У НЬЮТОНА
  8. ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЕОРИИ (или гипотезы
  9. ФАЛЬСИФИКАЦИЯ (лат. falsus - ложный и facio - делаю
  10. 14. СТРУКТУРА НОРМЫ ПРАВА