<<
>>

ОБРАЗОВАНИЕ ПОНЯТИЙ


— термин, введенный в философский лек-сикон Риккертом. Обозначает, по мысли Риккерта, ту особенность по-нятийных структур, согласно которой в любом понятии обязательно от-ражается специфическая телеология.
Так, формальные особенности целей, которые преследует познающий субъект, выстраивают два вида О. П. Первому виду принадлежит генерализирующее образование, отвечающее духу естествознания. Возникает оно из интереса разума фиксировать повторяющиеся явления и процессы, т. е. общие феномены, хотя ни-что на самом деле в точности не по-вторяется. В данном случае объекты превращаются в экземпляры общего родового понятия, причем в такие, которые взаимозаменяемы без ущерба в отношении содержания этого об-щего понятия, несмотря на то что объекты сами по себе никогда не могут быть равными. Интерес к окру-жающему миру проявляет себя и в случае иного понимания действи-тельности, когда в предмете выделяется нечто особенное, его отличительное качество. Данный вид О. П. называется Риккертом индивидуа-лизирующим, и он является сущностью исторического познания. Не следует смешивать индивидуальность некоей вещи как предмета научной телеологии с индивидуальностью вещи самой по себе, поскольку данная индивидуальность (в той же мере, что и общее родовое понятие) есть не что иное, как продукт нашего понимания действительности. Цели, которые преследует историческая наука, требуют особую форму научной обработки действительности. Таким образом, материал, данный в чувственности, может преобразовываться посредством двух различных способов его абстрагирования и логико-те- оретической обработки. В свою очередь, две разновидности логической формы знания детерминируют появление двух альтернативных логик науки: логики естествознания и ло-гики истории. Предмет генерализи-рующей логики соответствует пред-мету общей логики (в кантовском смысле), тогда как предмет индиви- дуализирущей — предмету логики трансцендентальной, вместе с тем генерализирующая и индивидуали-зирующая логики носят сугубо опи-сательный характер — отличаются не логическими законами (они при-знаются общими), а принципами со-отнесения понятий. Отличие двух видов соотнесения понятий, как результат двух специфических рядов их образования, определяется, по мысли Риккерта, следующим логическим свойством. Историческая наука дает не просто изображения индивидуального содержания своих предметов, а конструирует систему скоордини-рованных понятий с индивидуальным содержанием, где на любом уровне общности будет иметь место все та же единичность, но уже с большим единством ("«общая» историческая связь и есть не что иное, как само историческое целое, а отнюдь не система общих понятий"). Структура исторического знания обусловлена стремлением понимать историчес-кий предмет "как единое целое, в его единственности (Einmaligkeit)", т. е. и как единое, и как единичное. Еди-ничность целого обнаруживается по-тому, что в историческом процессе причина, как и действие, индивидуальна — в историческом развитии всегда появляется нечто новое. Именно поэтому, обобщая единичные события, мы получаем все же единичные понятия различного уровня общности. В сравнении с содер-жанием своих частей понятие целого оказывается богаче содержанием. Но если в индивидуализируемых понятиях объем и содержание являют-ся прямо пропорциональными, то в генерализируемых понятиях, как мы помним из логики, они обратно пропорциональны друг другу. В логике естествознания общие понятия всегда беднее содержанием, чем подчиненные им экземпляры, поскольку в них устранена связь между содержанием объекта и нашим интересом к нему. При генерализирующем понимании, чем более общее по объему понятие, тем слабее его связь с ценностью. В исторических же понятиях, на всех уровнях сложности, привлекается точка зрения той или иной ценности. Однозначная при-вязка к некоторой ценности и высве-чивает, с точки зрения Риккерта, индивидуальность, неповторимость объекта в его понятийном отображении. Такая связь, делая объект специфическим, полагает его в исторический горизонт. Через соотнесение с ценностями выявляются сущест-венные и несущественные элементы чувственного мира, что протекает в соответствии с общим принципом расчленения действительности на объекты, обладающие ценностью или лишенные таковой. Так, части целого, которые не имеют особого значения для индивидуальности данного целого, попросту игнорируются историком. Исторический материал, по Риккерту, рассматривается историком всегда выборочно. Любые ценности следует считать априорны-ми, так как они заранее предполагаются в индивидуализировании объекта, т. е. именно они делают его исторический горизонт априорно обусловленным. Посредством ценностей рас-крывается смысл истории. Идея Риккерта об О. П. эксплицирует на-иболее существенный аспект понимания понятийных структур.
А. Н. Шуман
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ОБРАЗОВАНИЕ ПОНЯТИЙ:

  1. 80. Понятие и порядок образования приемной семьи
  2. 74. ОБЩЕПРАВОВОЕ ПОНЯТИЕ АВТОНОМИИ, ВИДЫ АВТОНОМНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
  3. § 1. Понятие и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований
  4. 52. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ ПО ВЫБОРАМ ДЕПУТАТОВ: ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА, ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ, СОСТАВ, СРОК ПОЛНОМОЧИЙ, КОМПЕТЕНЦИЯ
  5. Образование
  6. § 8. Право на образование
  7. 4. Кредит на образование
  8. СФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ
  9. БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ
  10. ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  11. Беляков С.А. Финансирование системы образования в России, 2006
  12. Глава 7. Дети и образование
  13. ОБРАЗОВАНИЕ
  14. План образования
  15. § 5. Получение основного общего образования