<<
>>

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОС-ТИ


— система аксиологических мак-сим, содержание которых не связано непосредственно с конкретным исто-рическим периодом развития общества или конкретной этнической традицией, но, наполняясь в каждой социокультурной традиции собствен-ным конкретным смыслом, воспро-изводится тем не менее в любом типе культуры в качестве ценности.
Проблема О. Ц. драматически возобнов-ляется в эпохи социального катастро- физма: преобладания деструктивных процессов в политике, дезинтеграции социальных институтов, девальва-ции моральных ценностей и поиска вариантов цивилизованного социо-культурного выбора. Вместе с тем ос-новополагающей О. Ц. во все времена человеческой истории являлась сама жизнь и проблема ее сохранения и развития в природной и культур-ной формах. Многообразие подходов к исследованию О. Ц. порождает мно-жественность их классификаций по различным критериям. В связи со структурой бытия отмечают О. Ц. природные (неорганическая и органи-ческая природа, полезные ископае-мые) и культурные (свобода, творче-ство, любовь, общение, деятельность). Соответственно структуре личности, О. Ц. бывают биопсихологического (здоровье) и духовного порядка. По формам духовной культуры О. Ц. классифицируют на нравственные (смысл жизни и счастье, добро, долг, ответственность, совесть, честь, до-стоинство), эстетические (прекрас-ное, возвышенное), религиозные (вера), научные (истина), политические (мир, справедливость, демократия), правовые (закон и правопорядок). В связи с объектно-субъектной при-родой ценностного отношения можно отметить предметные (результаты человеческой деятельности), субъ-ектные (установки, оценки, импера-тивы, нормы, цели) О. Ц. В целом полифония О. Ц. порождает и услов-ность их классификации. Каждая историческая эпоха и определенный этнос выражают себя в иерархии ценностей, определявшей социально до-пустимое. Ценностные системы пре-бывают в становлении, и их временные масштабы не совпадают с социокуль-турной реальностью. В современном мире значимы нравственные и эсте-тические ценности античности, гума-нистические идеалы христианства, рационализм Нового времени, парадигма ненасилия 20 в. и др. О. Ц. об-разуют ценностные ориентации как приоритеты социокультурного развития этносов или личности, закреп-ленные социальной практикой или жизненным опытом человека. Среди последних выделяют ценностные ори-ентации на семью, образование, труд, общественную деятельность, другие сферы самоутверждения человека. В современную эпоху глобальных перемен особое значение приобретают абсолютные ценности добра, красоты, истины и веры как фундаментальные основания соответствующих форм духовной культуры, предполагающие гармонию, меру, равновесие целост-ного мира человека и его конструктивного жизнеутверждения в культуре. И поскольку актуальное социокуль-турное измерение определяется сего-дня не столько бытием, сколько его изменением, — добро, красота, истина и вера означают не столько при-верженность абсолютным ценностям, сколько их поиск и обретение. Среди О. Ц. следует специально выделить нравственные ценности, традиционно представляющие общезначимое в его взаимосвязи с этнонациональ- ным и индивидуальным. В общече-ловеческой морали сохраняются не-которые единые формы общежития, отмечается преемственность моральных требований, связанных с про-стейшими формами взаимоотношений людей. Непреходящее значение имеют библейские нравственные запо-веди: ветхозаветные десять заповедей Моисея и новозаветная Нагорная проповедь Иисуса Христа. Общечеловеческой в морали является и форма предъявления нравственного требо-вания, связанная с идеалами гуманизма, справедливости и достоинства личности. (См. Ценность.)
Н. Г. Севастьянова
ОБЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ — см. СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ.
ОБЪЕКТ — см.
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОС-ТИ:

  1. ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ
  2. Антропология
  3. Проводка фактической себестоимости.
  4. ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
  5. мы, маркетологи, можем взять из рекламной кампании «Ситибанка»
  6. ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ
  7. ТЕСТ
  8. НЕВЫРАЗИМОСТЬ
  9. Мораль как форма общественного сознания
  10. ПРАВО
  11. 45. Культура и духовная жизнь общества. Культуракак определяющее условие становления и развития личности.
  12. АРХЕТИП
  13. 1. Мировоззрение и его структура
  14. 1. Смысл жизни человека