<<
>>

ОБЩЕНИЕ


— понятие, описываю-щее взаимодействие между людьми (субъект-субъектное отношение) и характеризующее базовую потребность человека быть включенным в социум и культуру. Иногда термин "О." используется и для характеристики взаимодействий между различными социокультурными системами (например, межнациональное О.) В отличие от деятельности (по тер-минологии Хабермаса, "стратегического поведения"), О.
(как "коммуникативное поведение") не предполагает внешней по отношению к себе цели и обретает смысл в собственной процессуальности. Однако, в отличие от коммуникации, О. предполагает не только информационную, но и личностно-экзистенциальную связь между людьми, что обеспечивает нелинейное движение информа-ционных потоков в системе О. и прирост личностно значимой информации, конституирующей членов О. как общность. Фундаментальное отличие О. и передачи сообщений выявляется в различии присущих им способов адекватной самореализации: структура сообщения монологична, а структура О. — диалогична. Бубер называл О. людей "диалогической жизнью". Выявленная М.М. Бахтиным структура диалога в отличие от его монологического высказывания относится не только к словесной форме О. Диалог предполагает уни-кальность каждого партнера и их принципиальное равенство друг дру-гу, различие и оригинальность их точек зрения, ориентацию каждого на понимание и на активную интер-претацию его точки зрения партнером, ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимную дополнительность позиций участников О., соотнесение ко-торых и является целью диалога. В процессе О. существует не только диалог в буквальном смысле этого слова, т. е. собеседование двоих, но и полилог, т. е. взаимодействие многих партнеров. О. людей имеет импровизационный для каждого участника характер. Импровизация является выражением глубинных качеств субъекта — его свободной активности, способности порождать новые смыслы, преодолевая стерео-типность репродуктивного поведения. В зависимости от различных ситуаций в роли субъекта О. могут выступать: личность, социальная группа, общество в целом. Исходя из этого, выделяют основные формы О.: межличностные, межгрупповые, меж- социумные, О. между личностью и группой, между группой и общест-вом, между личностью и обществом. Разграничение О. по характеру — непосредственному или опосредо-ванному — позволяет выделить как его виды прямое и косвенное О. О. приобретает косвенный характер, когда люди начинают общаться друг с другом посредством созданных ими продуктов. В современных типах общества заметной тенденцией является стремление к разграничению межличностного О. от институциа- лизируемых форм делового и вообще ролевого О. Более того, произошло отделение друг от друга, институа- лизация и развертывание в особые социокультурные практики компо-нентов О.: трансмутации (наука), трансляции (образование и воспита-
Общественного договора теория 723
ние) и, что особенно существенно, коммуникации (массовые коммуни-кативно-информационные сети).
И. Н. Красавцева, В. Л. Абушенко
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ОБЩЕНИЕ:

  1. Зельдович Б.З. ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ, 2007
  2. Деловое общение
  3. Л. С. Вечер. «ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ В ГОСУДАРСТВЕННОМ АППАРАТЕ», 2009
  4. Еремина Ю.В. Деловое общение, 2007
  5. Глава 2. Общение с продавцом
  6. Правила общения с прессой
  7. Этика международного общения
  8. Рамендик Д.М. Деловое общение, 2008
  9. Расширенное общение
  10. Влюбленность и общение