<<
>>

4 . Общественное и индивидуальное сознание, их взаимосвязь


Труд, как первейшее условие удовлетворения витальных потребностей, а также язык, как средство общения, обеспечили не только становления сознания, но и формирование общественного человека и человеческого общества.
Труд и язык завершили переход от биологической популяции к социальной общности. С помощью посредника (орудий труда) человек очеловечивал природу и самого себя. Природа, вовлеченная в систему производства и специфические отношения производства обусловили уже не бытие отдельно взятого человека, а общественное бытие людей. Общественное бытие людей определило и их общественное сознания.
Общественное сознание по своему качеству принципиально иное, чем простая совокупность индивидуальных сознаний. Это относительно самостоятельное духовное образование включает уровни обыденного и теоретического освоения мира; общественную психологию и идеологию, а также формы политического и правового, нравственного и религиозного, научного, эстетического и философского сознания.
Определенным образом упорядоченная структура общественного сознания обеспечивает отражение общественного бытия людей в идеях, представлениях, концепциях, теориях.
Акцент на принципиально иное качество общественного сознания, и его отличие от индивидуального сознания не должен быть поводом для абсолютного разделения сознания на общественное и индивидуальное. Рассечение сознания на противостоящие друг другу ипостаси приводит к тому, что общественное теряет себя, становясь разновидностью пустого пространства «чистой» мысли, а индивидуальное сознание выступает как генератор этой мысли.
В действительности общественное и индивидуальное сознание соотносятся не как общее и частное, а как однокорневое целое, адаптированное человеком через призму его избирательной способности, специфику его личного бытия.
В функционирующем сознании общественное и индивидуальное неотрывны друг от друга и только гносеологически можно рассматривать общественное или индивидуальное сознание в качестве отдельных и самостоятельных объектов философского анализа.
Исходным пунктом рассмотрения общественного сознания в качестве объекта философского анализа является положение о том, что «общественное бытие определяет сознание». Идея определяющей роли общественного бытия и зависимости от него общественного сознания является слагаемой концепции «материалистического понимания истории» наряду с идеями закономерности исторического процесса и определяющей роли материального производства.
Концепция «материалистического понимания истории» составляет самую большую ценность философии марксизма, ибо она и спустя 150 лет находит свое подтверждение в развитии общества.
Из формулы «общественное бытие определяет общественное сознание» следует вывод: анализ сознания исследуется через анализ бытия. Что касается проблемы активности сознания, то она должна рассматриваться через призму перманентного развития всей системы общественных отношений.
Сознание выступает как проблема общественной активности самого человека, выражение его желания и способности вмешиваться в жизнь общества, реально воздействовать на ход событий.
Методологическое значение сознания трудно переоценить. Сознание — это своеобразное зеркало, в которое мир смотрится и видит себя, но это то особое, специфическое зеркало, без которого не было бы этого человеческого мира. Не случайно, в социально-философской традиции категория «сознание» находится в одном ряду с такими понятиями, как бытие, общество, человек, мир, жизнь. И это очень справедливо, ибо у жизни и сознания одно основание. Забвение или недооценка этого обстоятельства порождает феномен отрыва сознания от реальности. И тогда начинают искать загадку сознания в особенностях индивидуальной психики или в абстрактной деятельности, но только не в сознании бытия.
Поскольку сознание возникает в процессе трудовой деятель-ности людей и их общения, то именно форма социальной связи людей, их общественное бытие и дает ключ к исследованию конкретного содержания сознания и общественной деятельности по его производству.
Историко-философская традиция свидетельствует о том, что общественное сознания выступает в двух ипостасях: как способ интеграции людей и как «зеркало» общественного бытия.
В первом случае сознание предстает как реальность особого рода, которая имеет свою логику развития, свой особый язык, свою символику, свое собственное производство. Продукт этого производства (идеи, взгляды, концепции, теории и т. д.) обеспечивает механизм объединения людей. Общественное сознания берет на себя функцию представлять общество и общественный интерес, оказывая мощное воздействие на формирование индивидуального сознания. Во втором случае общественное сознание выступает как «зеркало» общественного бытия, саморефлексия которого обеспечивает производство и воспроизводство общественных отношений и определенного типа личности данного общества. Человек как носитель социальности разрешает противоречия идеального и материального, замыкая на себя все богатство общественного сознания и реализуя его в процессе жизнедеятельности через проявления своего индивидуального сознания.
<< | >>
Источник: Кальной И. И.. Философия. Учебное пособие.. 2002

Еще по теме 4 . Общественное и индивидуальное сознание, их взаимосвязь:

  1. 41. Общественное и индивидуальное сознание: их взаимосвязь.Структура общественного сознания и его основные формы.Обыденное и теоретическое сознание.
  2. 34. Трудовая деятельность людей как основной фактор антропосоциогенеза. Общественное бытие и общественное сознание, характер их соотнесенности.
  3. ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ
  4. 5. Формы общественного сознания
  5. Общественное сознание и духовная культура
  6. Искусство как форма общественного сознания
  7. Мораль как форма общественного сознания
  8. Тема 10. Общественное сознание — субъект и объект духовная культура
  9. 44. Научная и религиозная формы общественного сознания. Характер их исторического развития. Их роль в современном обществе.
  10. 43. Нравственная и эстетическая формы общественного сознания. Их роль в формировании духовно-интеллектуального содержания личности.
  11. 42. Политическая и правовая формы общественного сознания. Их роль в современном обществе. Политико-правовая культура и демократия.
  12. 25. Проблемы сознания в философии. Язык и мышлениекак формы объективизации сознания. Их соотнесенность.
  13. 47. Общественный прогресс. Противоречивый характер его содержания. Критерии общественного прогресса. Гуманизм и культура.
  14. Тема 8 Категории риска и левериджа, их взаимосвязь
  15. 6.3 Кооперирование и его взаимосвязь со специализацией
  16. 2.2. Принципы планирования и их взаимосвязь
  17. 2. Взаимосвязь и взаимодействие природы и общества