<<
>>

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

в наиболее общем значении это одоб-рение или неодобрение публично на-блюдаемых позиций и поведения, которые выражаются определенной частью общества или обществом в целом.

О. М. представляет собой оценку значимого происходящего. В теории концептуализация природы, содержания и значимости О. М.

представлена широким спектром философских, социологических, по-литологических и других концепций, все многообразие которых с некоторой долей условности можно свести к ряду базовых дискуссионных проблем: 1) определение и интерпретация его субъекта; 2) уровень значимости и, в ряде критических теорий, отрицание существования О. М.; 3) содержание О. М. Проблема опре-деления и интерпретации О. М. впервые возникает в античной фило-софии. Протагор определяет наблю-даемый им социальный феномен — "публичное мнение" — как мнение большинства населения. По Платону, "публичное мнение" — это мнение аристократии. Впоследствии оба направления, представленные в античности, получают свое развитие в социальной философской мысли.

Сторонники первой линии определяют О. М. как силу, с которой должны считаться, как инструмент участия народа в управлении государственными делами. Сторонники второго направления утверждают, что мнение господствующей элиты выступает как сила, воздействующая на население и способствующая легализации политического господства элиты. В 17—18 вв. понятие "О. М." используется для обозначения кол-лективных суждений вне сферы, подконтрольной правительству, ока-зывающих влияние на политический процесс принятия решений. Такое определение становится особенно популярным вследствие масштабных социально-экономических и политических изменений: "С ростом политически активного публичного сектора О. М. становится формой политичес-кой власти — той, которая вместе с буржуазией оказалась в состоянии бросить вызов абсолютистскому правлению" (В.
Прайс). В середине 19 в. наибольший интерес в развитии анализа О. М. представляют работы Тарда, в частности "Общественное мнение и толпа". Тард противопос-тавляет толпу и публику, акцентируя именно последнюю в качестве субъекта О. М. Работы Тарда фактически знаменуют собой начало социально-психологического подхода в исследовании О. М. Среди современных социально-философских трак-товок О. М. можно выделить: 1) кон-цепцию Лумана (рассматривается в рамках теории коммуникации). Луман отрицает наличие какого-либо субъекта О. М. Центральным яв-ляется понятие содержания и темы, предлагаемой обществу. Благодаря публичной доступности и гласности, обществу одновременно предлагается целый спектр тем, которые и находятся в центре внимания процесса коммуникации. Однако одновремен-ная коммуникация с несколькими темами невозможна, поэтому с необходимостью выбирается только одна тема. Соответственно, в интерпретацию вводится понятие "степени внимания", уделяемого той или иной теме, за счет чего и осуществляется выбор. Такая главная "тема" коммуникации составляет содержание О. М. Таким образом, не следует рассмат-ривать понятие О. М. в соотнесении с большинством населения либо с от-дельными индивидами или аристократией. По Луману, все в равной мере являются его субъектами. Однако приверженцы одного мнения отличаются от приверженцев другого (что объясняется различием его содержания); 2) морализующе-нор- мативную концепцию О. М., принадлежащую Хабермасу. В концепции Хабермаса это понятие рассматривается в тесной взаимосвязи с понятиями "права" и "политики". О. М. в его теории — это инструмент в руках господствующего класса, всегда яв-ляется официальным, т. е. отождествляется с тем, что представлено в средствах массовой информации; 3) концепцию Э. Ноэль-Нойман. В соответствии с ее теорией, во-первых, следует различать общественное и обыденное мнение, которые достаточно часто смешиваются. Во- вторых, в основе О. М. лежат два ис-точника: непосредственное наблюдение за окружающим, улавливание, одобрение или неодобрение тех или иных действий; тематика О.
М., так называемый его "дух", порождается средствами массовой коммуникации. Именно это формируемое настроение влияет на поведение и оценки индивидов. Ноэль-Нойман использует определение П. Лазарсфельда об "избирательности восприятия", меха-низмом которого являются социаль-ные установки. Наиболее интересное нововведение в данной концепции — понятие так называемого механизма "спирали молчания". Основание феномена "спирали молчания" — это боязнь индивидов оказаться в изоляции. Боязнь выступает как движущая сила, которая и запускает "спираль молчания". О. М., кроме того, обладает социальным измерением. Если его можно безбоязненно гласно высказать перед общественностью, не испытывая страха перед социальной изоляцией, то феномен "спирали молчания" отсутствует. Данная концепция достаточно эвристична при интерпретации данных опросов О. М.; 4) структурно-функциональную теорию О. М. как базирующегося на бессознательном стремлении людей, живущих в некоем сообществе, прийти к общему суждению, согласию, т. е. выполняющее функцию интеграции. В соответствие с теори-ей Мертона, основная функция О. М. — это социальный контроль. Несмотря на многообразие теорий и концепций О. М., длительную традицию его исследования, это понятие и кон-струирующие его концепции все еще остаются предметом постоянных дискуссий.

Е. А. Угринович

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ:

  1. Общественное мнение
  2. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
  3. Лекция 21. Общественное мнение в коллективе
  4. Общественное мнение и этические вопросы в прямом маркетинге
  5. Противоположное мнение
  6. 34. Трудовая деятельность людей как основной фактор антропосоциогенеза. Общественное бытие и общественное сознание, характер их соотнесенности.
  7. § 7. Особое мнение судьи Конституционного Суда РФ.
  8. Знание не есть толькоправильное мнение
  9. Примеры частей, содержащих мнение с оговоркой
  10. ОРТОДОКСИЯ (лат. ortos - правильный, doxa - мнение
  11. ОСОБОЕ МНЕНИЕ СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Н. В. ВИТРУКА
  12. 47. Общественный прогресс. Противоречивый характер его содержания. Критерии общественного прогресса. Гуманизм и культура.
  13. 41. Общественное и индивидуальное сознание: их взаимосвязь.Структура общественного сознания и его основные формы.Обыденное и теоретическое сознание.
  14. "ОБЩЕСТВЕННОСТЬ" ЧАСТНОЙ ЦЕНЫ И "ЧАСТНОСТЬ" ОБЩЕСТВЕННОЙ ЦЕНЫ
  15. МНЕНИЕ, ЧТО «РЕШЕНИЕ ИХ ПРОБЛЕМЫ – ИХ ПРОБЛЕМА
  16. ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ
  17. ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ
  18. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ