<<
>>

ОККАМИЗМ

— см. ТЕРМИНИЗМ. "ОНО" ("das Es", "the Id", "the It") — понятие, заимствованное Фрейдом у немецкого врача и писателя, одного из идеологов психосоматической медицины, руководителя санатория в Баден-ТЗадене Г.

Гроддека (1866— 1934). Гроддек ввел термин "О." в 1923 («Книга обо "Оно"»). Согласно Гроддеку, "О." — психологический термин, обозначающий безличную внутреннюю силу, т. е. ту часть пси-хического аппарата, в которой пред-ставлены инстинктивные и врожденные начала личности и из которой возникает "Я". По мысли Гроддека, травмирующее воздействие О. — главный источник различных орга-нических болезней (от легчайших до рака включительно), а также существенный фактор, определяющий личную судьбу человека. По Фрей-ду, О. — наиболее влиятельная сфера личности, представляющая собой не признающий течения времени и действующий в соответствии с прин-ципом удовольствия комплекс раз-нообразных бессознательных побуждений, представлений, тенденций, агрессивных и сексуальных влече-ний, инстинктов и т.
п. Согласно психоанализу, О. являет собой "котел, полный бурлящих возбуждений" и "большой резервуар либидо", в котором сосуществуют и действуют противоположные импульсы и силы всех основополагающих процессов душевной деятельности человека. С точки зрения Фрейда, именно в асоциальном, алогичном и аморальном О. осуществляется борьба между сексуально окрашенным инстинктом жизни и влечением к смерти, которая и обусловливает функционирование этой сферы и ее роль в структуре личности. Контакты О. с внешним миром определяются, по Фрейду, его связями с Эго, "которое замещает для него внешний мир"; при этом Эго должно непрестанно искать соглашения с О. Английские переводчики и комментаторы Гроддека разграничивают, с одной стороны, "the It", близкое его исходной версии, и "das Es", "the Id" в модификации Фрейда.
(В русском языке термины "das Es", "the Id", "the It" переводятся одним словом "О.". — В. О., А. Г., А. Ш.) В отличие от пси-хологического по природе "the It", "das Es" — понятие психосоматического ряда: "тело и душа едины и дают приют для It — силы, благодаря которой мы живем, пока мы думаем, что живем... The It, которое таинственным образом связано с сексуальностью, с Эросом — или назовите это как-то иначе, — будучи биологически предопределенным, придает форму носу, так же как и руке человека, и формирует его мысли и эмоции... И подобно тому, как симптоматическая активность It при истерии и неврозе требует психоаналитического лечения, так же того требуют заболевания сердца и рак" (С. Гроссман). Немаловажно то, что если термины "Ego" и "Alter Ego" были почерпнуты Фрейдом из латыни и уже лишь благодаря этому несли чисто рацио-нализаторскую синтаксическую на-грузку, отвечающую их формальной семантике, то термин "Id" был, судя по всему, заимствован Фрейдом из идиш. В этом языке, иногда еще именуемом "еврейским немецким", слово "Id" выступает как внеэтниче- ское и дорелигиозное (т. е. в известном смысле предворяющее социализацию) обозначение еврея. Оно своеобычно репрезентирует особую профанную мифологию, к которой прежде всего относится интимно-бережное отношение к Матери и двусмысленное от-ношение к Отцу, одновременно со-пряженное с чувствами стыда и страха. Фрейд нередко эксплицировал и иллюстрировал характеристики "Id" посредством еврейских анекдотов и бытовых историй, составляющих психоаналитический анамнез. Именно они, по мысли Фрейда, фиксиро-вали проявления бессознательного наряду с качественной спецификой еврейского национального характера. Эдипов комплекс — суть доре- флексивная потребность в инцесте, ставший основным конструктом пси-хоанализа, восходит именно к онтоло-гическому образу Матери, взлелеянно-му бытовым хасидизмом. Главным понятием хасидизма — весьма распространенного среди европейских иудеев религиозного направления — служит упомянутое "Id". Смысловая же перекличка "Id" и Матери оказывается для этой мифологии отнюдь не случайной. Вокруг фигуры Матери непосредственно и концентрируется это самое "Id": по материнской линии передается свойство являться евреем — качество "Id" (ср. "жид" в ряде языков). Среди религий евро-пейского ареала только в хасидизме явно провозглашалось, что тело выше души и что бытовая размерность должна быть ключевой в понимании природы человека. В этой размерно- сти и сосуществуют любовь к Матери и трепет перед Отцом (Бог рассмат-ривался как первоотец). В хасидизме, оказавшем влияние на миропред-ставление Фрейда,свойство"Id"в контексте фигур Матери и Отца предшествует самой вере Моисеевой и актуализирует онтологические отношения, предваряющие "тору", т. е. этику.

В. И. Овчаренко, А. А. Грицанов, А. Н. Шуман

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ОККАМИЗМ:

  1. Парижскии оккамизм
  2. ТОМИЗМ
  3. ОККАЗИОНАЛИЗМ (лат. occasio - случай, occasionalis - случайный
  4. СОДЕРЖАНИЕ
  5. УЗНАДЗЕ Дмитрий (1887-1950)
  6. СХОЛАСТИКА (греч. schola - ученая беседа, школа и лат. scholaslica - ученый
  7. ТЕРМИНИЗМ (лат. terminus - граница, определенность, имя
  8. Воля человека
  9. ТЕРМИНИЗМ
  10. Человеческий микрокосм — наиболее совершенное по-добие природы и бога
  11. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
  12. ОГЛАВЛЕНИЕ
  13. Авторы статей
  14. § 3. Субъекты финансового права
  15. § 4. Защита прав субъектов финансового права
  16. § 5. Гарантии защиты и восстановления нарушенных прав субъектов финансового права
  17. § 5. Финансовое право и финансовая политика государства