<<
>>

ОНТО-ТЕО-ТЕЛЕО-ФАЛЛО-ФО- Н0-Л0Г0ЦЕНТРИЗМ


— понятие, введенное Деррида для характеристики комплекса парадигмальных ус-тановок культуры классического типа, фундированной такими глубинными презумпциями, как: 1) презумпция возможности построения референ- циально понятой картины мира (он-тологии в традиционном значении данного термина — см.
Онтология, Метафизика); 2) презумпция линейно понятого детерминизма, предпо-лагающего применительно к любому феномену и процессу наличие исчер-пывающе объясняющей его внешней квазипричины (см. Детерминизм); 3) презумпция целесообразности как протекания общего мирового процесса, так и отдельно взятых событий (см. Телеология, Автор); 4) презумп-ция мышления в рамках жестких бинарных (как правило, асимметрично интерпретируемых) оппозиций, одним из фундаментальных прояв-лений которой выступает маскулин-ный характер культуры западного образца (например, отмеченный Хоркхаймером и Адорно в "Диалек-тике Просвещения" мужской тип построения западной цивилизации и, соответственно, мужской стиль мышления, свойственный западной культуре, — см. Бинаризм); 5) им-плицитная ориентация западной традиции на тот пласт языка, который представлен в звучании голоса (несмотря на наличие в данной культуре выраженного акцента на пись-менной речи — см. Мак-Люэн), — как отмечает Деррида, культивируемая западной культурой иллюзия текс-товой референции во многом завязана именно на характерный для этой культуры "фоноцентризм": "Когда я говорю... не только означающее и оз-начаемое кажутся сливающимися в единство, но в этом смешении озна-чающее как бы растворяется, стано-вится прозрачным, чтобы позволить концепту предстать самому таким, каков он есть без отсылки к чему-либо другому кроме своего присутствия... Естественно, опыт этот — обман, но обман, на необходимости которого сложилась целая культура или целая эпоха... от Платона до Гус-серля, проходя через Аристотеля, Руссо, Гегеля и т. д." (см. Трансцен-дентальное означаемое) и, наконец, 6) презумпция наличия глубинного имманентного смысла как бытия в целом, так и отдельных событий (см. Логос, Логоцентризм). В проти-воположность этому программной задачей культуры постмодерна вы-ступает задача "деконструировать все то, что связывает концепты и нормы научности с онтотеологией, с логоцентризмом, с фонологизмом... Надо одновременно выйти из мета-физических позитивизма и сциен-тизма и акцентировать то, что в фак-тической научной работе способствует ее избавлению от метафизических гипотез, тяготеющих от самых истоков на ее определении и ее движении" (Деррида). В соответствии с этим фи-лософия постмодернизма осуществ-ляет радикальную переориентацию на презумпции, полностью альтер-нативные презумпциям О.-Т.-Т.-Ф.- Ф.-Л: 1) презумпция "запрета на метафизику" в условиях принципи-альной мозаичности и семиотической вторичности мира в постмодернист-ской его проекции (см. "Постмодер-нистская чувствительность", Постме-тафизическое мышление, Метафизика отсутствия, Руины); 2) презумпция отказа от идеи внешней принуди-тельной каузальности и переориентация на видение предметности как находящейся в процессе самоорганизации (см. Неодетерминизм, "Смерть Бога", Шизоанализ, Ризома, Нома-дология); 3) презумпция отказа от семантических фигур телеологического характера (см. Генеалогия, Событийность); 4) презумпция про-граммного отказа от бинарных оппозиций типа объект — субъект, Запад — Восток, мужское — женское (см. Бинаризм, Соблазн); 5) пре-зумпция акцента не на голосе, оз-вучивающем имманентный тексту смысл, но на самом тексте как не-стабильной среде генерации смысла (см. Пустой знак, Означивание, "Смерть Автора", Скриптор) и, на-конец, 6) презумпция отсутствия имманентного миру смысла, логики бытия, которая могла бы быть эксплицирована в когнитивных актах, понятых как герменевтические (см. "Постмодернистская чувстви-тельность", Дискурс, Генеалогия).
М. А. Можейко
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ОНТО-ТЕО-ТЕЛЕО-ФАЛЛО-ФО- Н0-Л0Г0ЦЕНТРИЗМ:

  1. ЛОГОМАХИЯ
  2. ТОЖДЕСТВА ФИЛОСОФИЯ
  3. ЭКСПЕРИМЕНТАЦИЯ
  4. СОБЛАЗН
  5. ИСТИНА
  6. ТЕОЛОГИЯ
  7. ЦЕННОСТЬ
  8. ЛОГОТОМИЯ
  9. ИДЕАЛИЗМ
  10. Джон Локк
  11. КЛИЕНТОЦЕНТРИРОВАННОСТЬ, КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННОСГЬ
  12. ДЕОНТОЛОГИЯ
  13. ОНТОЛОГИЯ
  14. ЛОГОЦЕНТРИЗМ
  15. ЛОГОС
  16. НАРРАТИВ (англ. и фр. narrative - рассказ, повествование