<<
>>

ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ и РАСПРЕДМЕЧИВАНИЕ


— понятия, оформившиеся в историко-философской традиции на стыке немецкой транс- цендентально-критической философии и традиционного марксизма. Исходную проработку идея О. и Р. получила прежде всего в философии Гегеля, у которого она конституировалась в контекстах рассмотрения процессов объективации абсолютного духа в природу и историю, диалектики объективного и субъективного духа, развития идеи становления и идеи снятия.
Окончательный категориальный статус и терминологическое закрепление понятия О. и Р. получили в марксизме. Будучи введены в теоретическую схему в контексте критики гегелевского наследия и пе-реформулировки задач философии, понятия О. и Р. употреблялись Марк-сом как фундирующие его идеи развития "родовой сущности" человека (деятельностной, практической са-мореализации и саморазвития индивида); отчуждения (превращения деятельности и ее результатов в про-тивостоящие ее субъектам, господст-вующие над ними, враждебные ему); фетишизма (деперсонализации чело-века и персонализации вещей); господства овеществленного труда над живым трудом (превращения субъекта в объект манипулирования через лишение его контроля над условиями, средствами и продуктами труда); превращенных (иллюзорных) форм сознания. Позднее этот круг идей пе-реосмысливается Марксом в концепции овеществления (приобретения отношений между людьми видимости отношений между вещами). Этот круг идей был вновь актуализирован в различных версиях неомарксизма с упором на анализ процессов и результатов отчуждения, а также на рассмотрение овеществления как ба-зового явления по отношению к от-чуждению и фетишизации и как феномена, противоречащего человеческой природе. Марксистская концепция О. и Р. оказалась интересной и востребованной прежде всего в качестве диалектики "деятельностных способностей" субъектов, актуализированной и разработанной в про-двинутых теориях срветской фило- софии. Здесь стало классическим понимание: 1) О. как перехода в предмет и воплощения в нем человеческой способности (что, собственно, и делает предмет социокультурным феноменом через снятие схемы с деятельности и воплощение ее в куль-турной — знаково оформляемой и ценностно нагружаемой — форме, что сдвигает анализ с процессов ове-ществления на схватывание ценно- стно-смысловых характеристик объекта); 2) Р. как делания "сущности" (социокультурной его компоненты) предмета достоянием человека, в результате чего происходит развитие человеческой способности (через усво-ение и критическое переосмысление социокультурного опыта). В неклас-сической философии использование фигур О. и Р. встречается достаточно редко, они существенно переосмыс-лены и нетрадиционно ангажированы в феноменологии Гуссерля (установка на экспликацию сознания через механизм феноменологической ре-дукции, обернутый не на предмет, а на мышление и действие, с целью выявления смысловых горизонтов, эйдосов, способов конституирова-ния значений,процедур типизации и т. д.), феноменологической социологии, этнометодологии, феноменологической версии социологии зна-ния. Переосмысление проблематики О. и Р. и самой терминологии во многом произошло в результате "эписте-мологического поворота" в философии и социогуманитарном знании. Так, в генетической эпистемологии Пиаже оформилась концепция инте- риоризации как формирования вну-треннего плана сознания (аналогичные идеи высказал в концепции работы со знаками Выготский; пер-воначальная же трактовка интери- оризации как механизма усвоения коллективных представлений в ин-дивидуальном сознании была предложена Дюркгеймом). В целом же эпистемология переориентировала (как и с других позиций ¦— феноменология) идею О. и Р. с рассмотрения отношения человек — предмет (вещь) на отношение человек — знание (предметно, дисциплинарно ор-ганизованное). В этом контексте Р. начинает пониматься как критичес- ки-аналитическая процедура Р. понятий, идеальных объектов, обоснований и т. д., а О. как построение новых предметных понятий, идеальных объектов, обоснований и т. д. (т. е. как проективно-конструктив- ная процедура). Близкое этому, но вполне самостоятельное и оригинальное понимание О. и Р. предложено в системно-мыследеятельностной (СМД) методологии. Здесь они понимаются как технологии Р. знания (снятия содержания и выхода в "чистую" рам-ку) посредством "выталкивания" его носителей (в коммуникации и/или организационно-деятельностной игре) в рефлексивную позицию и освоение в проектном режиме новых способов работы со знанием с последующим новым заполнением "чистой" рамки, т. е. переходом к технологиям О. В целом работа в режиме О. и Р. трактуется как способ преодоления предметной точки зрения и предметных способов мышления. Определенным типологическим ана-логом идее О. и Р. выступают идеи чтения — письма, деконструкции и т. д., сформулированные в рамках разных версий постструктурализма.
В. Л. Абушенко
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ и РАСПРЕДМЕЧИВАНИЕ:

  1. ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ и РАСПРЕДМЕЧИВАНИЕ
  2. ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ И РАС-ПРЕДМЕЧИВАНИЕ
  3. 45. Культура и духовная жизнь общества. Культуракак определяющее условие становления и развития личности.
  4. 3. Философия самостановления И. Фихте
  5. ОНТОЛОГИЯ (от греч. ontos — бытие, logos — слово
  6. ГИЛЕОМОРФИЗМ
  7. ГИЛЕМОРФИЗМ
  8. Рациональный уровень познания
  9. Искусство как форма общественного сознания
  10. 6. Отчуждение человека и феномен «бегства от свободы»
  11. ОПРАВДАНИЕ
  12. Критическая теория
  13. ОТЧУЖДЕНИЕ
  14. ОТЧУЖДЕНИЕ