<<
>>

ОРФИЗМ

— течение античной мифологии в позднеэпическом ее варианте, связанное с именами Мусея, Эпименида и генетически возводящееся к личности легендарного Орфея (реальность которого как исто- рической фигуры была подвергнута рациональной критике уже в рамках античности — начиная с Аристоте-ля).

Наряду с мифологическими вер-сиями космогенеза Гомера и Гесиода, О. выступил важнейшим источником формирования античной философии. Философской основой учения являются сборники стихотворений, собранных поэтом-орфиком Онома- критом (Афины, 6 в. до н. э.), другими орфиками. Часть стихотворений приписывается самому Орфею. Пифагор и Платон изучали и прини-мали учение орфиков. Особое распространение О. получил в 3—4 вв., в период борьбы язычества, христианства, неоплатонизма,гностицизма, манихейства. Из огромной орфической литературы до нас дошли только два памятника: сборник 87 "Гимнов Орфею" и "Орфическая аргонавтика"; важнейшими источ-никами сведений об орфической теологии выступает трактат "О принципах" неоплатоника Дамаския (6 в.) и "Посольство по делам христиан" — раннехристианская апология Афе- ногора Афинского (2 в.), обращенная к Марку Аврелию.
Сведения об О. содержатся также у Еврипида, Аристофана, Алкея, Пиндара, Исократа, Платона, Аристотеля, Прокла, Пав- сания, Климента Александрийского и др. Теогония и этика в учении орфиков связаны неразрывно. Их тео-гония подобна теогонии Гесиода. Она основана на монотеизме. На вер-шине иерархии бытия стоит единый творец Зевс. Он, его супруга — мать Персефона и сын Дионис Загрей со-ставляют единую троицу. Космоге- незис начинается с Праначала мира (Хронос), рождающего хаос и эфир. В эфире Хронос "сотворил серебряное яйцо". Оно разделилось пополам, и родился Бог Фанет ("Сияющий"). Из половинок яйца образовались небо и Земля.
Фанет заключает в себе всех других богов и един с Ними. От Фанета родилась Ночь (Ехидна), от нее — Уран и Гея. Дальнейшая те-огония развивается по Гесиоду: рождение нового Зевса, бйтва богов и Титанов, растерзание Диониса Загрея, сына Зевса, спасение его сердца Афиной, новое рождение Загрея для мира, уничтожение Титанов молниями Зевса, создание и рождение из их праха человеческого рода — третьего от начала мира (1-й — золотой при Фанесе, 2-й — серебряный при Кроносе), в котором "злая титаническая природа" (Платон, Законы 701 в) соединена с божественной диониси-ческой. Этическое учение основано на идее освобождения души из материи. Каждый человек, сотворенный из злого начала (материя) и имеющий душу — Божественную искру жизни, для того чтобы вернуться к Божественному состоянию, должен очиститься, пройдя путь нравственного совершенствования. Аскетизм, воздержание, испытания в мистериях, подвиги в жизни — неотъемлемые элементы пути. О. опирается на учение о переселении душ, понимая тело как место временного заточения души. Перевоплощение — переход души из одного тела в другое — необходим для совершенствования, достижения бессмертия и переселения в царство богов, мыслимое в О. как другие планеты и звезды. Учение Орфея прямо и косвенно заложило фундаментальные основы будущей античной философии в Греции, особенно сильно повлияв на содержание пифагореизма, а также на космогонию Анаксимандра, Гераклита, Парменида, Эмпедокла и отчасти Платона, и очищало религию от жреческой догматики и культовой обрядности.

В. В.Лобач

"

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ОРФИЗМ:

  1. ОРФИЗМ
  2. МЕТЕМПСИХОЗА (греч. metempsihosia - переодушевление
  3. МЕТЕМПСИХОЗА
  4. ИТАЛИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  5. АСКЕТИЗМ
  6. НЕОПЛАТОНИЗМ
  7. ХАОС
  8. НЕОПЛАТОНИЗМ
  9. ПЕРСОНАЛИЗМ
  10. ФУТУРИЗМ (лат. future - будущее
  11. АРХЕТИП
  12. ФУТУРИЗМ
  13. ДУАЛИЗМ
  14. 3. Зарождение философии в Древней Элладе
  15. ЯЗЫЧЕСТВО
  16. Авторы статей
  17. ДОСОКРАТИКИ