<<
>>

Органистическая натурфилософия и метафизика

Свою методологию познания природы, как и ее общую картину, Кампанелла первоначально почерпнул у Телезио, остававшегося для него крупнейшим ренессансным философским авторитетом.

В дальнейшем, усваивая астрономические открытия Коперника, Тихо Браге, Галилея и некоторые другие естественно-научные идеи, Кампанелла вносил в телезианскую натурфилософскую доктрину (особенно в ее космологическую часть) те или иные поправки, но принципы органицизма и сугубо качественного истолкования природы, которые мы констатировали у Телезио, остались незыблемыми.

Как и другим натурфилософам, Кампанелле присущ тотальный гилозоизм, выявлявший исконную органистиче- скую традицию, не только лившуюся из античных философских учений и построений, но, по существу, даже восходившую к дофилософскому социоантропоморфиче- скому сознанию. Яркий органицизм можно зафиксировать едва ли не во всех произведениях Кампанеллы, который весьма охотно переносит свойства животного и человеческого микрокосма на весь мир, на весь универсум.

«Мир — это огромное живое существо, а мы живем в его чреве, подобно червям, живущим в нашем чреве... море — это пот земли» [97, с. 113].

Важнейшей формой гилозоизма как у Телезио, так и у Кампанеллы служит их убеждение в том, что всем природным вещам и явлениям — даже стихиям — присуще стремление к самосохранению. Этот тотальный закон бытия, возможно, следует рассматривать как своего рода принцип индивидуализации, в максимально обобщенной форме отразивший тот грандиозный всплеск индивидуально-личностного начала, без которого была бы невозможна культура гуманизма. «Все сущности»,— говорится в трактате «О предопределении»,— испытывают всегда и повсюду любовь к самим себе» [100, vol, I, с. 134].

Органицизму Кампанеллы присуща и другая определяющая его черта, а именно качественное истолкование вещей и явлений природы.

Бе тоже можно считать закономерным следствием сенсуалистической методологии. О последовательности Кампанеллы в этом отношении свидетельствует его отвержение атомистической доктрины Демокрита — Эпикура (особенное «Поверженном атеизме»), ибо эта доктрина приводила к редукции качественного к количественному. Еще будучи в тюрьме, философ-бунтарь выступил в защиту Галилея, привлеченного к ответу римской инквизицией за свои научные убеждения. Вместе с тем Кампанелла подчеркивал свое расхождение с Галилеем, считая себя «физиком», а Галилея — «математиком», стремящимся все качественное (например, воздух и воду) свести к сочетанию бескачественных атомов.

Едва ли не главным стержнем органистического мировоззрения является постоянное стремление его поборников к раскрытию максимально широкой взаимосвязи и взаимозависимости предметов, явлений и процессов в мире, в универсуме. В этой связи весьма своеобразно выглядит отношение Кампанеллы к астрологии, еще не отделившейся в эпоху Ренессанса от астрономической науки, часто выступавшей с ней в своеобразном едином комплексе. Вслед за Помпонацци автор «Города Солнца» считал астрологию вполне научным знанием и утверждал, например, что «смена... времен зависит от всеобщих причин, то есть от небесных, и следовательно, все наши действия возможны при условии действия неба» [97, с. 208]. При этом в отличие от сторонников «юдициарной астрологии», связывавших индивидуальные судьбы людей с действием небесных светил и фактически перечеркивавших свободу человеческой воли, Кампанелла не только ее не отрицал, но, напротив, весьма подчеркивал. В «Городе Солнца» он указал, какой пример свободы своей воли дал один почитаемый соляриями философ, у которого враги не могли исторгнуть ни единого слова признания в течение жестокой сорокачасовой пытки (автор привел здесь пример из собственной биографии).

Телеологизм — другое необходимое выражение органицизма у Кампанеллы. Без целеполагания и целеосуще- ствления нет ни человеческого, ни природного «искусства».

Телеологизм же требует в принципе конечного мира.

Даже признавая множественность миров («систем») в едином универсуме, Кампанелла противопоставляет ему бога как принцип единства, подлинную (т. е. актуальную) бесконечность. «Если мир не бесконечен, то бесконечен бог» [42, I, с. 425]. Перед его лицом универсум, как бы велик он ни был, окончен и в силу этого зависим от бога. Выше мы охарактеризовали сходную позицию Телезио как деистическую, однако это утверждение следует ограничить, ибо деизм (как увидим в дальнейшем), минимизируя функции бога по отношению к миру, обычно сочетался с механистической его трактовкой. Кампанелла же ярчайший органицист.

Говоря о боге, мы, в сущности, уже вышли за пределы натурфилософии Кампанеллы и вступили в область его метафизики. Она представлена у него значительно интенсивнее, чем у Телезио. Здесь Кампанелла с необходимостью оставляет свою сенсуалистическую методологию, которая в принципе действует лишь в области физики. Человек же помимо чувств обладает и разумом, а главное — интуицией. В духе традиции, господствовавшей в средневековой философии, автор в своем произведении «Об ощущении вещей и магии» наделяет даром интуиции ангелов и демонов, выражающих тысячи своих мыслей в бессловесной форме. Хотя человеку это и не дано, он все же наделен частицей божественной интуиции.

В метафизике Кампанеллы явственно ощутимо воздействие неоплатонической традиции (воспринятой, возможно, через Патрицци). Важнейшее положение метафизики Кампанеллы утверждает существование первоначал, или прималитетов, присущих всякому бытию,— Мощи, Мудро-сти и Любви. Они имеют ближайшее отношение как к индивидуальному, так и к социальному бытию человека.

Человек как существо свободное есть существо действующее, так или иначе возвращающееся к практике. В качестве такового «человек подражает всей природе и богу» [42, I, с. 422]. В этой связи мы снова встречаемся с идеей естественной магии. За более чем столетний период, отделявший время Кампанеллы от времени Пико, эта идея, отражая углубление ренессансного человека в природу и усиление власти над ней, весьма окрепла. Старший современник Кампанеллы Джамбатиста делла Порта (1535 — 1615), с которым Калабриец был знаком еще до своего заключения в испанские застенки, в 1589 г. опубликовал

Книгу «Естественная магия, или о чудесах естественных вещей», в которой выдвинул ряд интересных идей (например, идею телескопа, построенного в начале следующего века).

Наряду с естественной магией Кампанелла признавал и искусственную. В ней с большой силой выражена божественность человека, поднимающегося в своем творчестве и над природой, например, изобретение телескопа, с помощью которого Галилей увидел на небе то, чего до него никто и не подозревал. Другой пример искусственной магии — изобретение артиллерии.

<< | >>
Источник: Соколов В. В.. Европейская философия XV —XVII веков: Учеб. пособие для филос. фак-тов ун-тов.. 1984

Еще по теме Органистическая натурфилософия и метафизика:

  1. 7. ОРГАНИСТИЧЕСКАЯ И ПАНТЕИСТИЧЕСКАЯ НАТУРФИЛОСОФИЯ РЕНЕССАНСА
  2. НАТУРФИЛОСОФИЯ
  3. 3. Натурфилософия Пантеизма
  4. Неоплатоническая натурфилософия Патрици
  5. 1. Натурфилософия античности
  6. Материалистическая натурфилософия Джордано Бруно.
  7. Тема 6. НАТУРФИЛОСОФИЯ И СОФИСТЫ
  8. Сенсуализм и гилозоизм натурфилософии Телезио
  9. О метафизике
  10. МЕТАФИЗИКА