<<
>>

ОЩУЩЕНИЕ


— простейший ана- литико-синтетический акт сенсорного познания. О. возникает в результате воздействия на органы чувств вещей или явлений объективного мира и состоит в отражении отдельных свойств зтих вещей и явлений.
Анатомо-физиологической основой О. выступают анализаторы — нервные структуры, состоящие из рецепторов, проводящих афферентных нервных путей и нервного центра. Классификация О. может осуществляться по разным основаниям: по модальности (зрительные, слуховые, осязательные и др.), по анатомическому положению рецепторов и выполняемой ими функции (экстероре- цептивные, проприорецептивные, интерорецептивные). Проблема О. всегда принадлежала к числу традиционных философских проблем. Демокрит, например, считал О. единственным источником истины. Школа стоиков толковала О. как непосредственное "принятие" предмета с помощью органа чувств. Эпикурейцы утверждали, что фундаментальной способностью души, от которой происходят все остальные, является О. Остро артикулированная в новоевропейской философии дилемма эмпиризма и рационализма выдвинула проблему интерпретации О. на передний план философской проблематики, инспирировав обогащение содержания сенсуализма (Гоббс, Ламетри, Дидро, Гольбах, Гельвеций и др.).
Т. В. Самущик
п
PR ("public relations") — см. ИМИДЖ.
ПАВЕЛ (Paulus) один из апостолов (первоначальное имя Савл или Саул) (ум. 66/67) — христианский проповедник. Проповедуя среди язычников, стремился преодолеть национальную разобщенность и традиционалистские предрассудки людей, трансформировать христианство в мировую религию. П. всемерно акцентировал идею о наднациональном статусе цивилизации, формирующейся на ос-нове веры в Христа. Будучи в первые годы своей просветительской деятельности активным противником христианства, П. пережил душевный перелом по дороге в Дамаск и в дальнейшем стал "апостолом язычников" от Азии до Испании и Британии. П. — автор 14 посланий, содержащих первую попытку систематизации христианского вероучения в чисто богословском контексте: были введены в широкий оборот на основе разработок стоиков и представителей иудейско-эллинистической фи-лософии такие термины, как закон и благодать; жизнь и смерть; дух и тело; справедливость, данная Богом и заслуженная своим трудом, и т. п. Был казнен вместе с апосто-лом Петром в Риме по велению Нерона. В религиоведческой литературе используется понятие "паулинизм" для характеристики связанных с П. тенденций в раннем христианстве, определяемых отходом от радикального бунтарства первоначального христианства (см. Послание к Римлянам: "Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте" (12: 14), "побеждай зло добром" (12: 21) и т. п.). В вопросе соотношения с иудаизмом паулинизм противостоит так называемому пет- ринизму (от имени апостола Петра), выражая позицию радикального разрыва. В философском романе В. Ф. Тендрякова "Покушение на миражи", моделирующем ситуацию компьютерной реконструкции земной истории в условиях изъятия из контекста ключевой фигуры — Ии-суса Христа, роль последнего изоморфно воспроизводит П.
А. А.
Грицанов
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ОЩУЩЕНИЕ:

  1. ТИПЫ ОЩУЩЕНИЙ
  2. ОЩУЩЕНИЕ МИРА И ПОКОЯ
  3. ОЩУЩЕНИЕ
  4. ВСЕ ОЩУЩЕНИЯ ИМЕЮТ ОБЩИЕ ЗАКОНЫ
  5. СЕНСУАЛИЗМ (лат. sensus - чувство, ощущение
  6. СЕНСУАЛИЗМ (от лаг. sensus — восприятие, чувство, ощущение)
  7. 2. ИДЕНТИЧНОСТЬ
  8. ИДЕНТИФИКАЦИЯ СИГНАЛА КОНГРУЭНТНОСТИ
  9. ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ
  10. Лекция 6. Психические познавательные процессы
  11. ШУМ
  12. СУБМОДАЛЬНОСТИ
  13. ВЕДУЩАЯ СИСТЕМА