<<
>>

ОСЕВОЕ ВРЕМЯ

" — философско- историческая категория, введенная Ясперсом как средство осмысления единства истории и являющаяся одной из опорных в современной исторической мысли. Размышления Яс- перса об истории органично вплетены в общий контекст его экзистенци-альной философии и призваны содействовать "углублению нашего осознания современности".

Человек есть историческое существо, а сама история предполагает пронизывающий время смысл, обеспечивающий осмысленность человеческих поступков. Однако современность, характеризующаяся радикальным разбоже- ствлением мира, ставит под вопрос наличие какого-либо высшего смысла в истории. Тем более что прежние святыни, имевшие локальное значение, не в состоянии обеспечить ду-ховное единство всего человечества, насущно необходимое в условиях глобализации общественной жизни. Вопрос о смысловом единстве всей истории, без которого она рассыпается на бессвязный набор событий, ставится Ясперсом прежде всего как вопрос о возможности осмысленного действия человека в современном мире.
Однако истоки и цель истории, объединяющие человечество в единое целое, достоверно неизвестны и непосредственно ощутимы "лишь в мерцании многозначных символов". Единство человеческой истории выступает у Ясперса предметом "фи-лософской веры", отличной от рели-гиозной своей конфессиональной нейтральностью и наличием рационального обоснования. В качестве эмпирически наблюдаемого вопло-щения той идеальной оси, вокруг которой разворачивается история всего человечества, Ясперсом указывается "О. В." — период примерно с 800 по 200 до н. э. В этот промежуток времени в различных регионах параллельно возникают мощные духовные движения, связанные в Китае прежде всего с деятельностью Конфуция и JIao-цзы, в Индии — мыслителей упанишад и Будды, в Иране — Заратустры, в Палестине — пророков, в Греции — философов и трагиков.
Несмотря на локальное своеобразие этих процессов, по Я., это было, по существу, единое духовное дви-жение, имеющее значение для всего человечества и сформировавшее тот тип человека, который существует поныне. Важнейшей характеристикой "О. В." Ясперс считает прорыв мифологического миросозерцания — основы "доосевых" культур. Мифо-логической эпохе с ее спокойной устойчивостью и само-собой-понят- ностью приходит конец. Твердые изначальные устои жизни начинают колебаться, человек осознает хрупкость своего бытия; возникают религии спасения, связанные с идеей трансцендентного единого Бога. Борьба против мифа ведется и со стороны рационально проясненного опыта: бессознательно принятые ранее воззрения становятся предметом критического внимания, начинается духовная борьба, в ходе которой каждый пытается убедить другого, обосновывая свои идеи. "О. В." является концом непосредственного отношения человека к миру и к самому себе. Человек уже не замкнут в себе и поэтому открыт для новых безграничных возможностей. Он ставит вопросы о смертности, о трагической вине, вырастающие в один общий вопрос — о смысле человеческого существования, который перестает быть самоочевидной данностью. Обобщенно все эти изменения в человеческом бытии можно назвать одухотворением. С этого периода, по Ясперсу, берет свое начало общая история человечества. Вначале "О. В." ограни-чено в географическом отношении, но постепенно становится всеохватывающим. Тем, что тогда свершилось, человечество живет по сей день — каждый его новый подъем сопровождается актуализацией опыта "осевой эпохи". (См. также Всемирная история.)

В. Н.Фурс

ОСИПОВ Николай Евграфович (1877—1934) — российский психиатр и психоаналитик. Доктор медицины (1903), доцент (1911). Учился в Цю-рихском университете у Ф. Ф. Эрис- мана и университетах Базеля, Берна, Бонна и др. Работал над диссертаци-ей под руководством профессора Кауфмана и в 1903 стал доктором ме-дицины Базельского университета. В 1907 познакомился с идеями и трудами Фрейда, которые оценил как новое слово в психологии и пси-хопатологии.

В 1908 в "Журнале не-вропатологии и психиатрии имени С. С. Корсакова" опубликовал статьи "Психологические и психопатологические взгляды Фрейда в немец-кой литературе 1907" и "Психология комплексов и ассоциативный экспе-римент по работам Цюрихской клиники", а в 1909 в этом же журнале опубликовал статью "Последние работы Фрейдовской школы". Летом 1910 он посетил Фрейда в Вене и ус-тановил с ним профессиональные и человеческие отношения, которые поддерживал всю жизнь. Считал Фрейда одним из своих учителей, а себя "первым популяризатором Фрейда в России". Отдавая должное выдающимся открытиям и достиже-ниям психоаналитического учения, вместе с тем считал, что некоторые компоненты его (например, теория сексуальности и др.) являются гипотезами, требующими дальнейшей разработки и обоснования. В 1918 выехал из Москвы и почти два года скитался по Украине и Югу России. В1920 эмигрировал в Турцию (Стамбул). Некоторое время жил в Белграде и Будапеште, а с 1921 — в Праге. В1923—1931 работал доцентом Карлова университета в Праге. В 1923 опубликовал работу "Воспоминания Толстого о детстве. Вклад в теорию либидо 3.Фрейда". Развивал и модифицировал некоторые идеи и концепции Фрейда. Осуществил пе-ресмотр психоаналитических представлений о любви и выдвинул идею о первичности любви как основного фактора космической жизни и абсолютной ценности, проявляющейся в разнообразных формах, и вторич- ности любви как физиологического притяжения и половой страсти. В 1931 в работе "Революция и сон" предложил психоаналитически ориентированное понимание революции как "реализации подавленных, вы-тесненных желаний одного класса народа, классовое нарциссическое самоутверждение" и исследовал аналогии и компоненты одинакового со-держания "революции и сновидения". В контексте психоаналитического учения исследовал различные фи-лософские и этические проблемы. Утверждал, что чрезмерная концен-трация личности на самой себе прово-цирует и влечет невропатологические состояния, а различные нравствен-ные факторы (и пороки) являются одним из источников психических расстройств. Автор книги "Внушение и его пределы" (1911, совместно с Н. Н. Баженовым), ряда статей по различным проблемам психоанализа, в том числе "О психоанализе"

, "Еще о психоанализе" (І910), "Психотерапия в литературных про-изведениях JI. Н. Толстого. (Отрывок из работы "Толстой и медицина")"

, "О навязчивой улыбке" (1912), ¦"Записки сумасшедшего". Незаконченное произведение Толстого» (1913), "Болезнь и здоровье у Достоевского" (1931) и др.

В. И. Овчаренко

"

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ОСЕВОЕ ВРЕМЯ:

  1. ОСЕВОЕ ВРЕМЯ
  2. 3. Рабочее время и время отдыха водителей
  3. Раздел 8. РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ И ВРЕМЯ ОТДЫХА
  4. 24. Пространство и время. Пространство и время как всеобщие формы существования материи. Принцип единства мира.
  5. Диспач. Диспач за все спасенное время. Диспач за рабочее спасенное время. Расчет стадии вкруговую
  6. время
  7. Социальное время
  8. 4. Рабочее время
  9. ВРЕМЯ ОТДЫХА
  10. 6.4. Время отдыха
  11. Пространство и время
  12. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ
  13. Вечность И время
  14. ЯЗЫК И ВРЕМЯ
  15. Время — деньги
  16. 16.4. Рабочее время
  17. ПРОСТРАНСТВО и ВРЕМЯ
  18. ПРОСТРАНСТВО и ВРЕМЯ
  19. СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ
  20. ВРЕМЯ АПОКАЛИПСИСА