<<
>>

Основные направления в исламе

Социальная борьба в формировавшемся арабском классовом общест

ве, а затем и аналогичная борьба внутри халифата, осложнявшаяся борьбой национальной, привела уже во второй половине VII в. к появлению шиизма, который в дальнейшем стал вторым после суннизма (оформившегося к X в.) по своей влиятельности и распространенности направлением в исламе. Признавая Коран, шиизм отвергал «священное предание», кодифицированное в сунне (и принятое большинством мусульман). Особенность шиизма по сравнению с суннизмом состоит в несколько меньшей жесткости догматов.

Считая Коран божественным откровением, сообщенным Аллахом Мухаммеду, шииты подвергали его иносказательному толкованию, которое открывало различные возможности перед человеческой субъективностью хотя бы в чисто богословской форме.

Одной из наиболее распространенных сект внутри шиизма стал исмаилизм, возникший во второй половине VIII в. В своих «Хронологических выписках» К. Маркс заметил, что «система исмаилитов сложилась в результате воздействия на ислам индийско-персидских учений» [2, т. V ,с. 127]. Необходимо подчеркнуть в этой связи, что культура стран Ближнего Востока, вошедших в состав Арабского халифата, с одной стороны, развивалась под воздействием античной, греко-римской культуры, а с другой, испытывала воздействие таких культур, как иранская и индийская. Первая из них играла решающую роль в период Багдадского халифата. Исмаилизм стал официальной идеологической системой в Египетском халифате в X—XII вв. и был распространен в других мусульманских странах.

Он основывался, в частности, на индийских, иранских, греческих верованиях — едва ли не общих всем древним народам — о душепереселениях (метемпсихозе). При всей фантастичности этих религиозно-мифологических представлений, которые в Древней Греции стали органической частью таких влиятельных идеалистических философских учений, как пифагорейство и платонизм, в них все же сохранялись остатки натуралистических воззрений древних народов, видевших психическое начало не только в мире животных и растений, но даже и в том мире, который мы называем теперь неорганическим. Так, по воззрениям исмаилитов, человеческая душа в зависимо- сти от своего поведения в земной жизни ее владельца после его смерти может в виде наказания воплотиться в тела животных (самых разнообразных), а в качестве тягчайшего наказания — даже в камень. Это влиятельное верование, ставшее составной частью индуистского за-кона кармы, христианством было объявлено языческим заблуждением и заменено мифом о творении богом человеческих душ. Исмаилиты же пытались сочетать его с представлениями ислама, согласно которым два ангела, посланники Аллаха, устраивают душе после погребения покойника своеобразный допрос о ее поведении, в результате которого и определяется ее дальнейшая судьба.

Другое, не менее важное положение исмаилизма, по всей вероятности, навеяно идеями неоплатоновской философии, которые были очень распространены в странах Ближнего Востока. Согласно учениям исмаилистских теологов, единый Бог-Аллах порождает мировой разум, который, в свою очередь, производит мировую душу. Последняя создает материю и оживотворяет всю природу. Но еще более важная функция мировой души состоит в том, что она становится «душой имама», переселяясь из тела одного пророка в тело другого — Адама, Авраама (Ибрахима), Ноя (Нуха), Моисея (Мусы), Иисуса (Исы), миссии которых ислам признает, хотя и считает, что все они были, так сказать, завершены миссией Мухаммеда, последнего из божественных посланников, воз-вестившего наконец единственно истинную религию.

Но уже после Мухаммеда мировая душа, по богословию исмаилизма, вселялась в имама Исмаила. Каждый из этих семи пророков олицетворял определенную стадию божественного откровения и соответствующий ей этап мировой истории. Преемниками божественной семерки становятся семь земных имамов, которые тоже рассматриваются исмаилизмом в качестве воплощения мирового разума.

В религиозный комплекс исмаилизма проникли и другие философские идеи. Влияние неопифагореизма породило здесь обожествление семерки, а в сочетании с нео-платонизмом— идею о семиричной ступени эманации — Божество — Первый Разум — Мировая душа — Первич- мая материя — Пространство — Время — Мировой ра-зум— Человечество (так сообщает аш-Шахрастани в своем труде «Религиозные секты и философские школы», написанном в первой половине XII в.). Через философ- ские фантазии гностиков, как и непосредственно, в исмаилизм проникли дуалистические идеи манихейства и зороастризма. Как впоследствии в европейских странах, исмаилиты придали им резко социальное звучание. Власть правящей феодальной верхушки они изображали как силу тьмы и ненависти, а движение народных низов и в особенности крестьянства — как силу света и добра.

Исмаилиты породили и другие сектантские ответвле-ния. Одно из них составило секту карматов, возникшую в конце IX в. и распространенную в Южной Мессопота- мии, Сирии, Хоросане и Йемене. Выражая антифеодальные устремления крестьянства, карматы отвергали религиозный авторитет халифа, не признавали некоторых обрядовых предписаний ислама и предметов культа, не считали обязательными некоторые предписания шариата. Они высказывали радикальные уравнительные идеи и стремились осуществить их революционными средствами. Наряду с карматами в исмаилизме (как и за его пределами) существовали и другие сектантские течения, развивавшие активную деятельность, оппозиционную по отношению к ортодоксальному мусульманству (более всего связанному с суннизмом).

Как оппозиционное возникло и другое направление внутри ислама, именуемое суфизмом. Термин этот происходит от арабского слова «суф», означающего «шерсть, власяница». Суфизм — главное мистическое направление в странах мусульманской религиозности. Оно зародилось в конце VI11 в. и усилилось в последующие века, отразив разочарование широких слоев населения эксплуататорскими порядками, укрепившимися в Багдадском халифате и освящавшимися официальным исламом. Растерянность и отчаяние, охватившие многих людей, ощущавших свое бессилие перед лицом эксплуататорской государственности, приняло форму пассивного протеста, выражавшегося в аскетизме, в бегстве от житейской «суеты», в стремлении к созерцательному постижению бога и т. п. Такого рода настроения, как мы видели, были широко распространены и в христианских странах. В мусульманских же странах с суфизмом связано главным образом возникновение монашеского движения дервишей (буквально: «тот, кто встал на путь к богу», в переносном же смысле — нищий, бродяга).

Доктрина суфизма весьма расплывчата и эклектична. В ней соединились неоплатоновская идея эманации, инду- истское учение о растворении человеческой души в боге и зороастрийская «теория сияния», согласно которой бог присутствует как в свете солнечных лучей, так и в сиянии огня. Главную формулу мусульманского монотеизма «Нет божеств, кроме Аллаха» суфии заменили формулой «Нет сущего, кроме Аллаха», становясь таким образом на почву пантеизма. Духовный стержень суфизма составляет мистическое стремление к созерцанию бога (тасаввув). Согласно идее эманации, происходит излияние единого божества в природный мир, важнейшим проявлением чего становятся души верующих. Но страдания их владельцев приводят людей к стремлению бежать из этого мира и вновь соединиться с богом. Некоторые идеологи суфизма в подробностях рисовали «путь» (тарикат) такого воссоединения с богом, вершину которого составляет экстаз, не передаваемый в словах обычной речи и пе осмысляемый логически. Другие утверждали даже, что в этих состояниях божественный дух непосредственно общается с душой суфия. В целом суфизм можно охарактеризовать как мистический пантеизм, который в европейских странах стал в более поздние времена весьма широкой идейной базой народно-еретических движений. Правда, в дальнейшем оппозиционность суфизма была ослаблена благодаря преобразованиям некоторых философствующих идеологов, и он получил известное признание со стороны ортодоксального мусульманского духовенства. Мистицизм, в сущности, всегда сохраняет возможность компромисса с господствующей религией, которая нуждается в подкреплении мистикой.

<< | >>
Источник: Соколов В. В.. Средневековая философия: Учеб. пособие для филос. фак. и отделений ун-тов.. 1979

Еще по теме Основные направления в исламе:

  1. ИСЛАМ (арабск. ал-Ислам - предание себя Богу, покорность
  2. 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  3. 55. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ФСБ РФ
  4. 3.4 Основные направления анализа рыночной ситуации
  5. 1.1. Основная направленность вербального анализа решений
  6. 61. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БОРЬБЕ С ТАМОЖЕННЫМИ ПРАВОНАРУШЕНИЯМИ
  7. 26.2. Основные принципы и направления экономической деятельности ООН
  8. Тема 2. Основные направления развития организационной мысли
  9. 23. Основные направления деятельности адвоката в административном производстве
  10. 1. Основные направления деятельности адвоката в административном производстве
  11. 23. Основные направления деятельности адвоката в административном производстве