<<
>>

2. Основные принципы и законы развития бытия в мире

Отправной точкой отсчета при рассмотрении развития являются принципы взаимосвязи и взаимодействия.

Принцип когерентности (взаимосвязи) является методологическим основанием вывода о том, что взаимосвязь — существенный признак отличия космоса от хаоса.

Достаточно разорвать эти скрепы и жизнь мира может оказаться в опасности. Разрыв взаимосвязи всего со всем может быть началом конца, превращением упоря-доченного единства в свою противоположность, ибо взаимо-связь — это закон развития мира.

Многообразие связей, типы и формы их проявления определяются уровнями организации бытия в мире. В природе законы действуют как стихийная сила, а в обществе проявляются в процессе человеческой деятельности. Но действие общественных законов, как и законов природы, носит объективный характер. Знание законов развития, познание форм их проявления обеспечивают возможность управлять процессами, протекающими как в природе, так и в обществе.

Методологическая направленность принципа когерентности требует тщательного анализа специфики связи (отношения) в каждом отдельном случае.

Существующие связи бытия имеют тенденцию к усложнению.

Простые связи на уровне микромира уступают место сложным связям на уровне макромира. Так, биологические связи находят свое выражение как во внутриорганизменных, внутривидовых и межвидовых отношениях, так и в отношениях особей данного вида со средой обитания.

В жизни общества степень сложности связей еще больше возрастает. В своем проявлении они образуют производственные, научные, философские, этические, эстетические, политические, правовые, религиозные, межличностные и многие другие отношения.

Еще одна особенность связи как формы проявления закона развития заключается в том, что связи в пределах конкретной формы движения образуют единство, обеспечивающее разграничение на уровне совместимости и несовместимости.

Это отношение разграничения на уровне неживой природы проявляется в форме притяжения и отталкивания, на уровне биосферы и социума — в форме симпатии и антипатии.

При рассмотрении того или иного явления в качестве объекта следует учитывать все формы связи, фиксируя внутренние и внешние, генетические и функциональные, пространственные и временные, причинно-следственные и др. Такой подход дает возможность отделить закономерные связи от случайных. выявить их основания, а стало быть, избежать погрешностей в формировании своего отношения к исследуемому объекту.

Рассмотрение принципа когерентности было бы неполным, если ограничимся только вскрытием взаимосвязей явлений мира, упустив их взаимодействие.

Взаимодействие, как еще одно философское понятие, позволяет фиксировать процессы воздействия различных явлений мира друг на друга, исследовать их взаимную обусловленность, рассмотреть переход из одного качественного состояния в иное.

Взаимодействие, как и взаимосвязь, носит объективный характер. Ему присуща особая активность, благодаря которой взаимодействие выступает фактором интеграции частей в единое целое. Так, электромагнитное взаимодействие ядра и электронов создает структуру атома, а информационное взаимодействие людей выступает условием формирования социальной общности.

Для взаимодействия, как и для взаимосвязи, также характерна степень усложнения в зависимости от уровня структурной организации бытия в мире.

На уровне неживой природы ведущими формами являются гра-витационное и электромагнитное взаимодействие, на уровне живой природы — энергетическое и информационное. Еще более сложные формы взаимодействия характерны для общества. Специфика социального взаимодействия находит свое выражение и в том, что оно осуществляется не только внутри конкретного общества, но и человечества в целом. Последнее настоятельно требует налаживания совместной деятельности государств в границах всей планеты. Обострение глобальных проблем является следствием игнорирования фактора общечеловеческого взаимодействия.

Методологическое значение принципа взаимодействия трудно переоценить.

Только через взаимодействие объектов можно выявить их сущность, ибо только в этом процессе исследуемый объект проявляет свою качественную определенность, свое развитие, раскрывает свое содержание.

Рассмотренные принципы взаимосвязи и взаимодействия подтверждают, что ни одно явления мира не объясняет себя из самого себя, а раскрывает свою сущность, источник, механизм и направленность своего развития исключительно через уяснение связей и основных форм взаимодействия данного явления с другими явлениями мира.

Принципы взаимосвязи и взаимодействия находят свое продолжение в принципе причинности. Методологическое значение этого принципа заключается в том, что он ориентирует исследователя не ограничиваться констатацией факта взаимосвязи и взаимодействия, заставляет установить реальную причину анализируемого объекта, определить условия, при которых данное явление возникает, развивается и обретает свою противоположность.

Первое правило принципа причинности гласит: причинность всеобща. Это значит, что в мире нет явлений, которые возникли без причины, как не может быть и явлений, которые не выступали бы причиной других явлений.

Суть второго правила заключается в органической связи причины и времени. Время задает интервал реализации причинно-след-ственной связи, определяя ее направленность и необратимость.

Третье правило принципа причинности требует от исследователя обратить внимание на взаимодействие причины и следствия, выявить факт обратной связи. Обратная связь корректирует причинно-следственные отношения, обеспечивая устойчивость и поступательное развитие исследуемого объекта.

Наконец, четвертое правило принципа причинности требует фиксировать конкретное основание причины. Многообразие связей и форм взаимодействия обуславливает и многообразие причин. Они могут быть объективными и субъективными; всеобщими, особенными и единичными; простыми и сложными, прямыми и опосредованными.

Детерминизм и индетерминизм — это крайности в понимании принципа причинности, которые снимаются, если принять во внимание один из основных принципов гиологического отношения субъекта и объекта, а именно, принцип конкретности истины, понимания того, что в границах бытия в мире имеют место и динамические, и вероятностные причинно-следственные отношения, и в каждом случае следует либо ориентироваться на прямую при-чинно-следственную связь, либо проследить, как причина прокладывает себе дорогу через совокупное действие случайностей.

Рассмотренные принципы взаимосвязи, развития и причинности находят свое выражение в обобщающей философской категории закон.

Закон есть существенный, устойчивый, необходимый, воспро-изводящий тип связи.

По своей форме законы являются продуктом человеческого знания, но по своему содержанию они выражают объективную реальность мира.

С точки зрения объективного идеализма, закон есть выражение мирового разума, воплощенного в природе и обществе. С по-зиции субъективного идеализма, закон есть привнесенность в реальный мир природы и общества достижений разума мыслящего субъекта. В действительности, закон как особый тип связи мира имеет объективное содержание и субъективное восприятие этого содержания. Значение имеет и вопрос о классификации законов. Она осуществляется по разным основаниям.

По сфере действия законы подразделяются на универсальные или всеобщие и частные.

По содержанию выделяют законы строения и функционирования.

По форме своего проявления законы подразделяются на динамические и вероятностные.

Среди универсальных (всеобщих) законов развития бытия мира традиционно выделяют три. Один раскрывает источник развития, второй — механизм развития, а третий указывает направленность развития. Другими словами, рассматривая действие универсальных законов развития, исследователь получает ответ на вопросы: почему, каким образом и куда.

Эти законы имеют всеобщий характер, ибо равно проявляются на всех уровнях структурно организованного бытия в мире.

Закон единства и борьбы (противостояния) противоположностей обеспечивает источник развития.

Еще Гераклит подметил абсолютную изменчивость мира, где все преходяще и имеет свою противоположность, где бал правит борьба противоположностей света и тьмы. Гераклитовская идея борьбы противоположностей, борьбы не физической, а метафизической, нашла свое развитие в философии Г. Гегеля.

Г. Гегель представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса беспрерывного движения и изменения. По Гегелю, развитие совершается благодаря тому, что чисто внутреннее содержание божественного разума облекается в совершенно неадекватную форму материальной природы, что инициирует актуальное противоречие, требующее своего разрешения.

Противоречие объединяет в единое целое и единство, и борьбу противоположностей, где единство взаимопредполагает, а борьба взаимоисключает противоположные стороны, тенденции развития.

Чтобы уяснить содержание закона, сформулированного Г.

Гегелем, следует познакомиться с его категориями. К ним относятся: тождество и различие; противоположность; единство противоположностей, их противостояние, противоречие.

Тождество — это предельный случай идентичности, отношение вещи к самой себе. Но поскольку любой объект, в силу извечной тенденции к изменению, каждый миг уже другой, то исследователь всегда имеет дело с единством тождества и различия, где тождество всегда обеспечивает сохранность бытия, а различие инициирует тенденцию к его изменению.

Различие может быть существенным и несущественным. Только существенное различие таит в себе возможность развития до своей противоположности как предела, стороны которого не столько взаимополагают, сколько взаимоисключают друг друга.

Таким образом, тождество выражает устойчивость, различие — изменчивость. Единство тождества и различия обеспечивает состояние, когда явление, находясь в постоянном изменении, сохраняет себя в пределах определенных пространственно-временных параметров. Когда в этом единстве различие становится доминантой, оно обретает свою противоположность, ибо ставит под сомнение тождество. В этом случае вещь (явление) может обрести свое инобытие. Вместо привычного тандема возникает некое вынужденное единство двух противоположностей, отношение которых не столько взаимополагает, сколько взаимоисключает друг друга. А посему единство их относительно, а противоречие абсолютно, ибо речь идет не о сохранении данной вещи (явления), а о ее устранении, превращении в инобытие.

Возникновение противоположностей свидетельствует о том, что различие уступает место противоречию. Противоречие развивается до конфликта. Конфликт — это та стадия развития противоречия, где оно должно разрешиться.

Развитие различия, противоположности, противоречия на разных уровнях бытия в мире имеет свою специфику, отличается по времени своего развития, а также по остроте конфликта.

Различают внутренние и внешние, основные и не основные, антагонистические и неантагонистические противоречия.

К внутренним относятся: внутривидовые, внутригосударственные, внутрисемейные.

внутрисистемные противоречия. Их особенность заключается в том, что они имеют единое основание. К внешним противоречиям относят те, которые возникают между явлениями разной природы, где каждое располагает своим основанием. Например, противоречия между природой и обществом, обществом и человеком, человеком и другим человеком.

Основное противоречие характеризуется тем, что его временной интервал равен времени существования носителя или носите- лей этого противоречия. Примером основного противоречия является противоречие жизни и смерти, раба и господина, производства и потребления.

Что касается антагонистического противоречия, то его специфика состоит в том, что оно является основным, имеет собственное основание и его развитие ориентировано не на сосуществование противоположностей, а на их абсолютное взаимоисключение, когда создается конфликтная ситуация крайнего обострения.

Все виды противоречий так или иначе разрешаются, обеспечивая развитие своих носителей, движение их к новому качеству.

Наблюдая действие закона единства и борьбы (противостояния) противоположностей, можно выявить следующую динамику: тождество—различие—противоположность—конфликт—диа-лектический скачок—устранение одной противоположности и обретение другой, своей собственной противоположности — все это свидетельство того, что объект наблюдения получает новое качество, становится инобытием, другим объектом.

В противоречии, как в единстве и противостоянии противоположностей, Г. Гегель усматривал «источник всякого движения». Противоречие и его разрешение движут миром, обеспечивая самодвижение.

Закон единства и противостояния противоположностей имеет не только методологическое, но и практическое значение. Он ори-ентирует не только на источник развития, но и на возможность обострения противоречий как возможностями объективных условий, так силой объективного фактора, особенно на уровне структурно организованного бытия общества.

Если закон единства и противостояния противоположностей указывает на источник развития, то закон перехода количественных изменений в качественные вскрывает механизм развития. Он демонстрирует изменения качества наблюдаемого объекта, когда накопление количественных изменений достигает определенного предела. Действие этого закона так же сформулирован Г. Гегель, и также, с позиции субъективного идеализма, взяв за основу тождество бытия и мышления.

Закон перехода количественных изменений в качественные обеспечивает механизм развития и имеет объективное содержание, всеобщий характер. Его действие протекает независимо ни от сознания отдельно взятого человека, ни от гегелевской абсолютной идеи.

Его содержание раскрывается с помощью соответствующих кате-горий: качество; количество; мера.

Качество — это внутренняя, существенная определенность, воплощающая основные свойства наблюдаемого явления и обеспечивающая их устойчивость, структурную организацию, самосто-ятельность объекта.

Количество — это характеристика однородности наблюдаемого объекта, который имеет свою величину, численность. В отличие от качественной определенности количество характеризуется внешним отношением к природе объекта. Неслучайно Г. Гегель определял количество как «бездушное качество». Эту характеристику нельзя игнорировать, ибо исследователь должен пройти свою дорогу, двигаясь от общих качественных оценок и описания рассматриваемого объекта к установлению точных количественных характеристик.

Количество находится в единстве с качественной определенностью. Отмеченное единство составляет их меру.

Мера — это граница, интервал, в пределах которого количественные изменения не нарушают качественную определенность. Нарушение меры влечет за собой изменения качества, а по сути, и изменения объекта.

Переход одного явления в другое есть взаимодействие количественных и качественных изменений. При этом различные фазы изменения качества означают изменение степени данного качества. Другими словами, они означают количественное изменение. Со стороны количественных изменений этот переход осуществляется во времени и протекает относительно медленно. Со стороны ка-чественных изменений этот переход проявляется скачкообразно. Начинается коренное преобразование системы связей между элементами структурно организованного целого, за которым следует преобразование элементов и природы целого. Завершением преобразования является единство качественно новых элементов и новой структуры целого. По времени скачок может длиться от доли секунды в процессах микромира до миллиардов лет — в космических процессах. На каждом уровне бытия в мире скачок имеет свой интервал.

Закон перехода количественных изменений в качественные имеет важное методологическое значение. Он ориентирует изучать наблюдаемый объект всесторонне, в единстве количественно-качественных характеристик, учитывая и характер количественных изменений, и изменения качественной определенности, акцентируя внимание на объективное содержание процессов наблюдаемого объекта. Закон предостерегает исследователя от субъективного произвола, исключает крайности в оценке тех или иных из-менений.

Через действие закона перехода количественных изменений в качественные можно проследить в каждом отдельном случае развития различия до противоположности, противоречия до конфликта, увидеть действие закона единства и противостояния про-тивоположностей.

В отличие от рассмотренных законов, закон отрицания отрицания обеспечивает направленность процесса развития, демонстрирует единство поступательности и преемственности в развитии, возникновении нового и относительной повторяемости некоторых моментов прошлого состояния наблюдаемого объекта. Как и первые два закона, закон отрицания отрицания был сформулирован Г. Гегелем. Но поскольку немецкий мыслитель сводит действие этого закона к развитию абсолютной идеи, то объективное содержание действия этого закона ставится под сомнение. В действительности, закон есть проявление бытийности мира, его развития, которое только на гносеологическом уровне может иметь форму субъективного восприятия.

Действие закона отрицания отрицания обнаруживается лишь в относительно завершенном процессе развития, через цепь взаимосвязанных переходов, когда можно фиксировать не только процесс, но и результат развития.

Собственное содержание закона отрицания раскрывается че-рез его категории: отрицание, преемственность; развитие.

Отрицание носит диалектический характер. Без отрицания старого невозможно рождение нового, невозможен процесс развития. Развитие циклично. Оно включает исходное состояние наблюдаемого объекта, его превращение в свою противоположность, т. е. отрицание самого себя, и, наконец, превращение этой противоположности в свою собственную противоположность.

Отрицание старого есть потеря объектом своей качественной определенности и переход к новому качеству. Но этот процесс но- сит не деструктивный, а конструктивный характер, ибо в границах действия закона имеет место не простое, а двойное отрицание.

Идею двойного отрицания подметил Г. Гегель, но как представитель объективного идеализма, он рассматривает развитие мирового духа по принципу триады. Начальная фаза триады — тезис, в котором абсолютная идея утверждает себя. Вторая — анти-тезис. В этой фазе идея отчуждает себя в предметной реальности. Третья — синтез, где осуществляется как бы возврат абсолютной идеи на круги своя, но пройдя процесс опредмечивания и распредмечивания. По существу, это уже новый тезис, определяемый как новое качество.

Связь старого и нового находит свое выражение в преемственности, как «непрерывности в прерывном», как сохранение отдельных аспектов старого в новом. Повторение на более высокой ста-дии развития означает не только возврат «якобы к старому», но и переход к новому циклу с существенно иными внутренними противоречиями, требующими своего дальнейшего развития.

Последовательность циклов, составляющих цепь развития, можно образно представить в виде спирали, где каждый цикл выступает как виток в развитии, а сама спираль раскручивается как цепь циклов. Образ спирали удачно схватывает общее направление развития, осуществляемое в соответствии с действием закона отрицания отрицания. Возврат к прошлому не является полным. Развитие не повторяет старую дорогу, а находит новую, в соответствии с изменением как внутреннего содержания, так и внешних обстоятельств, выступающих условиями нового витка развития.

Методологическое значение закона отрицания отрицания заключается не только в обнаружении связи нового со старым, но и в определении тенденций развития и т. д.

Представление о спиралеобразном характере развития является предпосылкой решения вопроса о критериях прогресса. Таковыми можно рассматривать степень совершенствования, меру дифференциации и интеграции элементов системы, уровень связи и взаимодействия между системами, ускорение темпов развития.

Все три закона развития проявляют свое действие в единстве. Это единство обеспечивает их информационную функцию (содержание предмета исследования): методологическую (в интервале соотношения общего и единичного); прогностическую (полученные знания составляют основу предвидения); праксиологическую (знание о развитии конкретной реальности обеспечивает ориентир целесообразной деятельности людей); мировоззренческую (знание действия всеобщих законов развития позволяет человеку определить свое место в мире, выстраивать свою систему отношений в каждом конкретном случае, соотнося свою волю, свои желания с направленностью действия отмеченных законов).

Рассмотренные законы развития бытия в мире имеют как теоретическое, так и практическое значение в осмыслении процессов развития конкретных форм бытия, узловой линии меры количествен-но-качественных изменений, преемственности, направленности и темпов развития.

<< | >>
Источник: Кальной И. И.. Философия. Учебное пособие.. 2002

Еще по теме 2. Основные принципы и законы развития бытия в мире:

  1. Глава 11. ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ БЫТИЯ В МИРЕ
  2. 4. Основные философские концепции развития бытия в мире
  3. 2. Уровни и формы организации бытия в мире
  4. Глава 13. ПОЗНАНИЕ БЫТИЯ В МИРЕ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ОБЪЯСНЕНИЯ
  5. А. ОБЩИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ а. Принципы бытия
  6. ОСНОВНЫЕ КЛАССИФИКАЦИИ ФОРМ БЫТИЯ
  7. ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЙ ПУНКТА 5 СТАТЬИ 18 И СТАТЬИ 30.1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", СТАТЬИ 108 КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН, СТАТЬИ 67 КОНСТИТУЦИИ (ОСНОВНОГО ЗАКОНА) РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) И ЧАСТИ ТРЕТЬЕЙ СТАТЬИ 3 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "О ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
  8. Тема 15. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ БЫТИЯ
  9. 3. Основные формы бытия и диалектика их взаимодействия
  10. § 2. Законы развития а) Закон диалектического синтеза
  11. Глава 22. Основные тенденции развития налоговых систем промышленно развитых стран
  12. ЭЛЕАТЫ (Элейская школа)Основная изучаемая проблема что есть истинное бытие? В чем критерий истинности познания бытия?
  13. 12. Философия марксизма, основные этапы ее развития и виднейшие представители. Основные положения материалистического понимания истории.Общественный прогресс и его критерии.
  14. 6. Законы развития природы
  15. 12. ПРИНЦИП ЗАКОННОСТИ ПРАВОСУДИЯ
  16. § 3. Принцип законности налогообложения
  17. § 2. Принцип законности налоговой ответственности
  18. 4. Основные принципы гносеологического отношения
  19. 26. КОНСТИТУЦИЯ РФ – ОСНОВНОЙ ЗАКОН ГОСУДАРСТВА