<<
>>

ОТЧУЖДЕНИЕ

— философская категория для обозначения общественного процесса, в границах которого происходит превращение результатов и продуктов деятельности людей в независимую силу, становя-щуюся выше своих творцов и подав-ляющую их.

В концепциях немецкой философской классики 19 в. проблема О. увязывалась с трактовками человеческой деятельности в контексте таких ее ипостасей, как "овещнение" и "опредмечивание". Гегель впервые в мировой философии отметил, что в основе О. лежит отчужденная деятельная сущность личности. Раб, согласно Гегелю, яв-лялся рабом потому, что весь объем его деятельности был отчужден господину. В концепции О. Маркса, осуществившего главным образом анализ явлений О. труда, была сделана попытка отделить О. человеческих сил от процессов их обобществления и объективации.Маркс рассматривал О. как присвоение одними людь-ми сил, средств и результатов деятельности других, т. е. О. трактовалось как продукт определенных общественных отношений, — отношений собственности. По Марксу, каждый человек отчужден от другого и от человеческой сущности тем больше, чем выше уровень эксплуатации труда в данном обществе.
Впоследствии эта идея была вульга-ризирована адептами марксизма-ле-нинизма, которые сузили понимание собственности до объема еще не присвоенного вещественного богатства других, а преодоление О. стали связывать с ликвидацией института частной собственности посредством захвата власти люмпенизированными слоями населения. В общество-ведении и человековедении 20 в. на первый план в изучении проблем О. вышел вопрос о "машинизированном", экстенсивном растрачивании человеческих и природных ресурсов. Создание интенсивных, ориентиро-ванных на качество жизни форм производства, экономики, технологии, социальной организации подчеркнули как значение личностных форм бытия людей, их самореализации и развития, так и важность преодоления "самоотчуждения" человека. Так, Хайдеггер полагал в качестве главной причины того, что бездом-ность и отчужденность становятся мировой судьбой, то обстоятельство, что человек познается (и потому су-ществует) как "господин сущего", а не как "пастырь бытия". По Хайдеггеру, налицо тенденция, при которой чем более действителен создаваемый человеком мир, тем менее действительным становится сам человек. Происходит "растворение" человека в мире, и на первый план выходит проблема актуализации потаенных, сокровенных горизонтов и возможностей бытия людей. Отражая спонтанность как значимый по сей день фактор эволюции цивилизации наряду с естественным стремлением общества овладеть темпами и направленностью социальных изменений, концепции О. и самоотчуж-дения людей выступают своеобычным индикатором, философским "термометром" контролируемости и гуманности развития человека и его истории. Масштаб этой проблемы, безусловно, общепланетарен, ибо пар-циальных решений она не имеет.

А. А. Грицанов

"

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ОТЧУЖДЕНИЕ:

  1. ОТЧУЖДЕНИЕ
  2. 12.2. Проблема отчуждения
  3. Отчуждение и залог в обеспечение
  4. 27. ДОГОВОРЫ ОТЧУЖДЕНИЯ И ЗАЛОГА ИМУЩЕСТВА, ПОДЛЕЖАЩЕГО РЕГИСТРАЦИИ
  5. 6. Отчуждение человека и феномен «бегства от свободы»
  6. 11. Антропологический принцип философии Фейербаха.Фейербах о религии как отчуждении родовой сущности человека.
  7. АЛИБИ (лат. alibi - где-нибудь в другом месте
  8. 55. УСЛОВИЯ НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИЙ ГРАЖДАНАМ, ПОСТРАДАВШИМ В РЕЗУЛЬТАТЕ РАДИАЦИОННЫХ ИЛИ ТЕХНОГЕННЫХ КАТАСТРОФ, И ЧЛЕНАМ ИХ СЕМЕЙ
  9. 48. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ
  10. ВАКАНСИЯ (от лат. vacans - пустующий
  11. А.В.Бузгалин, А.И.Колганов. Пределы капита-ла: методология и онтология, 2009
  12. ОТРАЖЕНИЕ