<<
>>

ОТРЫВКИ ИЗ ИЗВЕСТНЫХ СОЧИНЕНИЙ

«О выборе и избегании»

Диоген Лаэртский X 136 (Узенер, фрагм. 2): Безмятежность духа и отсутствие страданий тела суть удовольствия покоя (пассивные удовольствия), а радость и веселье рассматриваются как удовольствия движения (активные удовольствия).

533

«Недоуменные вопросы (проблемы)»

i

Плутарх.

Против Колота 34, 1127 А (Узенер, фрагм. 18): Сделает ли мудрец что-нибудь, воспрещаемое законами, зная, что он останется скрытым (это останется неизвестным)? Простой ответ нелегко найти.

«Малое сокращение»

Диоген Лаэртский 1 35 (Узенер, фрагм. 27): Если даже и существует искусство предсказания, хотя оно не существует, то события [будущее?], надо думать, не имеют к нам отношения.

j

i. Tf «Против Феофраста» i.-ййС

Плутарх. Против Колота 7, 1 1 10С (Узенер, фрагм. 29): Но даже помимо этого аргумента я не знаю, как можно утверждать, что эти предметы, находясь в темноте, имеют цвета.

«Пир»

1. Плутарх. Против Колота 6, 1109Е (Узенер, фрагм.

58): Полиэн сказал: «Ты говоришь, Эпикур, что от вина нет согревания?» Кто-то перебил речь и заметил, что, по его мнению, вино не вполне способно согревать. Немного после: «Да, кажется, вино вполне не способно согревать; но столько-то вина, можно сказать, способно согревать известное тело».

2. Плутарх. Против Колота 6, 1109Е (Узенер, фрагм. 59): Так вот почему вообще не следует говорить, что вино способно согревать, но [надо говорить] что столько-то вина способно согревать такую-то природу (такое-то тело), находящуюся в таком-то положении, или что столько-то вина способно охлаждать такую природу (такое тело). Ибо в таком сложном теле есть такие природы (атомы, частицы), из которых мог бы составиться холод, если бы в слу534

чае надобности они, соединившись с другими, образовали природу, производящую холод.

Вот почему, введенные в обман, один говорит, что вино всецело способно охлаждать, другие — что оно способно со-гревать.

3. Плутарх. Против Колота 6,1110А(Узенер, фрагм 60): Часто вино входит в тело, даже не внося в него силы согревательной или охладительной; но когда сочетание частиц нарушено и произошла пере-становка телец, то атомы, образующие тепло, то сходятся в одно место и своим числом дают тепло и воспламенение телу, то, выпавши, охлаждают его.

4- Диоген Лаэртский X 118 (Узенер, фрагм. 62): Половое сношение никогда не приносит пользы; довольно того, если оно не повредит.

5. Филодсм. О риторике 11, кол. X.: Странно, что возраст, как ты сам можешь сказать, нисколько не мешал тебе, несмотря на твою молодость, далеко превосходить в искусстве риторики всех современников твоих, людей старых и знаменитых... Странно, говорю я, что возраст нисколько не мешал тебе быть выдающимся в искусстве риторики, что, как кажется, требует много практики и навыка; а изучению свойств природы возраст может мешать, чему, как может показаться, более способствует знание, чем практика и навык. .'. ,/ 5jf»cf, <Ь

'- • '-.шг.. -.а ^ «О цели жизни» w

?х• /. Афиней XII, 546 е; Диоген Лаэртский X 6 (Узенер, фрагм. 67): Я, со своей стороны, не знаю, что разуметь мне под благом, если исключить удовольствия, получаемые посредством вкуса, посредством любовных наслаждений, посредством слуха и посредством принятых эмоций зрения от красивой формы.

2. Плутарх. О том, что нельзя счастливо жить по наставлениям Эпикура 4,1089Д (Узенер, фрагм. 68): Устойчивое благосостояние тела и твердая надежда относительно его, [т. е. тела], доставляют величай535

шую, вполне уверенную радость людям, могущим рассуждать.

3. Афиней XII, 546 f (Узенер, фрагм. 70) Красоту, добродетель и тому подобное следует ценить, если они доставляют удовольствие; если же не доставляют, то надо с ними распрощаться.

w «О природе»

1 /. Секст. Эмпирик. Против догматиков III, 333 (Узенер, фрагм. 75): 11рирода вселенной — это тела и пустота.

2. Плутарх Против Колота П, 1112Е (Узенер, фрагм 76): Природа сущего — это тела и пространство.

3. Диоген Лаэртский X 91 (Узенер, фрагм. 81): Если бы oi ю, [т. е. солнце], потеряло свою величину вследствие расстояния, то и подавно оно потеряло бы цвет, ибо нет никакого другого расстояния, более пригодного для этого, [т. е. для того, чтобы произвести потерю цвета], [чем расстояние солнца].

'-**•

<< | >>
Источник: Харвест, М. Антология мировой философии: Античность.. 2001

Еще по теме ОТРЫВКИ ИЗ ИЗВЕСТНЫХ СОЧИНЕНИЙ:

  1. ОТРЫВКИ ИЗ НЕИЗВЕСТНЫХ СОЧИНЕНИЙ
  2. ОТРЫВКИ ИЗ НЕИЗВЕСТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
  3. АРИСТОТЕЛЬЖИЗНЬ И СОЧИНЕНИЯ
  4. Сочинения Аристотеля
  5. Жизнь и сочинения Эпикура
  6. Сочинения Секста
  7. Три истины об известности
  8. Предназначение хорошо известных вещей.
  9. МЕНЕЕ ИЗВЕСТНЫЕ АДЕПТЫ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО И ПЯТНАДЦАТОГО ВЕКОВ
  10. Автомобиль, как известно, не роскошь, а средство передвижения.
  11. СУДЕБНЫЕ РЕЧИ ИЗВЕСТНЫХ ЮРИСТОВ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА
  12. Приложение 1СУДЕБНЫЕ РЕЧИ ИЗВЕСТНЫХ ДОРЕВОЛЮЦИОННЫХ ЮРИСТОВ
  13. §3. Организационно-правовые формы субъектов предпринимательства, не известные российскому праву
  14. СОДЕРЖАНИЕ
  15. Секст Эмпирик (конец II в. н. э. — начало III в.) — греко-римский философ и врач