<<
>>

ПАНТЕИЗМ

(греч. ран — все и theds — Бог) — философское учение, согласно которому Бог и природа рассматри-ваются как близкие или тождественные понятия. В П. Бог находится не за пределами природы, а растворяется в ней.

П., согласно Шопенгауэру, это прежде всего форма атеизма. И хотя термин П. введен лишь в начале 18 в. (Толанд и Й. Фай), однако в облике идей гилозоизма он присущ был уже древнегреческой философии (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), а также древнеиндийской (брахманизм, индуизм) и древнекитайской (даосизм) мысли. В средние века ре-лигиозный П. был присущ системе Иоанна Скота Эриугены, материалистическую же его трактовку дал Давид Динанский, отождествляя материю, разум и Бога. В эпоху Возрождения широко проявляются натуралистические тенденции — П. Николай Кузанский, сблизив Бога с природой, пришел к выводу о бесконечности Вселенной. В 16—17 вв. усиливаются материалистические тенденции в П., который составил основу большинства натуралистических учений (Кампанелла, Бруно, Спиноза). У Бруно "природа... есть не что иное, как Бог в вещах", а у Спинозы Бог и природа сливаются в единую субстанцию, которая является причиной самой себя. В 20 в. материалистический П. был присущ таким ученым, как Э. Геккель, М. Планк, А. Энштейн и др.

А. А. Круглое

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ПАНТЕИЗМ:

  1. Пантеизм и материали
  2. ПАНТЕИЗМ (от греч. pan — все и Teos — Бог
  3. 3. Натурфилософия Пантеизма
  4. Креационизм и пантеизм. Философия иерархии
  5. Натурализм спинозовского пантеизма. Бог-субстанция- природа
  6. ПАНТЕИЗМ (греч. pan - все и theos - Бог)
  7. АТЕИЗМ
  8. Протяженно-телесный атрибут субстанции и особенности материализма Спинозы
  9. ГИЛОЗОИЗМ
  10. Бог как целостность бесконечного и динамичного мира.
  11. ИММАНЕНТНОЕ
  12. АКАДЕМИЯ
  13. МЕХАНИЦИЗМ
  14. СОДЕРЖАНИЕ
  15. НАТУРАЛЙЗМ (от лаг. naturalis — естественный, создан-ный природой