ПАРАДИГМА
(греч. paradeigma — пример, образец) — 1) понятие античной и средневековой философии, характеризующее сферу вечных идей как первообраз, образец, в соответствии с которым бог-демиург создает мир сущего; 2) в современной философии науки — система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых в качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества.
Термин "П." в философию науки впервые вводится позитивистом Г. Бергманом, однако подлинный приоритет в его использовании и распространении принадлежит Т. Куну. В своей книге "Структура научных революций" (1962) Кун говорит о возможности выделения двух основных аспектов П.: эписте- мическом и социальном. В эписте- мическом плане П. представляет собой совокупность фундаментальных знаний, ценностей, убеждений и технических приемов, выступающих в качестве образца научной деятельности. В социальном — П. характеризуется через разделяющее ее конкрет-ное научное сообщество, целостность и границы которого она определяет. Существование П., по мнению Куна, связано с периодами нормальной науки, в рамках которых они выполняют проективно-программирующую и селективно-запретительную функ-ции. Смена П. осуществляется по-средством научных революций, что связано со своеобразным гештальт- переключением научного сообщества на новую систему мировидения и ценностей. Критика чрезмерного со-циологизма и психологизма в пони-мании П. побудила Куна конкретизировать свою позицию посредством введения понятия "дисциплинарной матрицы", синонимичного эписте- мическому контексту П. В структуру дисциплинарной матрицы входят: 1) символические обобщения, составляющие формальный аппарат и язык, характерный для конкретной научной дисциплины; 2) мета-физические компоненты, определяющие наиболее фундаментальные теоретические и методологические принципы миропонимания; 3)цен-ности, задающие господствующие идеалы и нормы построения и обоснования научного знания. Понятие "П." в поздних работах Куна связано в большей степени с характеристикой интегральных социально-психологи-ческих аспектов научного сообщества. Вместе с тем в рамках современной философии науки понятие П. оказалось более продуктивным при описании эталонных теоретико-ме- тодологических оснований научного поиска.Е. В. Хомич
Еще по теме ПАРАДИГМА:
- ПАРАДИГМЫ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ
- 1.3. Две парадигмы экономики труда
- ПАРАДИГМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
- ПАРАДИГМА (от греч. рага- deigma — пример, образец
- ПАРАДИГМА (греч. paradeigma - пример, образец
- 5. Необходимость новой парадигмы общественного развития в XXI веке
- 3. Коэволюция как новая парадигма развития системы «природа — общество — человек»
- МАРКСИЗМ
- НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ
- ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
- 4. Моделирование кредитного риска
- ПОДХОД
- РУИНЫ
- ПРЕДИСЛОВИЕ
- СОДЕРЖАНИЕ и ФОРМА
- КАТАФАТИЧЕСКАЯ теология (греч. kataphatikos - утвердительный
-
Бизнес -
Компьютеры и интернет -
Психология -
Философия -
Финансы -
Экономика -
Юриспруденция и право -
Lecture.Center