ПАРАЦЕЛЬС
(лат. Paracelsus — "более великий, нежели Цельс"), настоящее имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм (Hohenheim) (1493—1541) — швейцарский фило-соф, естествоиспытатель, врач, име-новавшийся еще при жизни "Лютером в медицине".
Одно из наиболее полных и систематизированных из-ложений так называемой "оккульт-ной пневматологии" (направления мистической философии, ориенти-рованной на постижение природы духовных субстанций) было осуще-ствлено именно П. Основные сочинения: "Оккультная философия", "Тол-кование 30 магических фигур" и др. Неоднократно подвергался пресле-дованиям по мировоззренческим причинам. П. — автор понимания природы как живого целого, пронизанного "звездной душой" ("астральными те-лами", делающими возможным мис-тическое оперирование объектами природы посредством тайного инст-рументария посвященных). Природа, по П., состоит из земли, воды, воздуха и небесного огня как перво-начал, которые, в свою очередь, кон-ституируются из тонкого газооб-разного элемента и грубой телесной субстанции. Общим термином "эле-менты" П. считал правомерным обо-значать физические, низшие ипостаси четырех исходных начал, понятием же "стихийные сущности" (elemental essenses) П. именовал их незри-мые духовные составляющие. В той же степени, как видимая Природа населена бесчисленным количест-вом живых особей, в такой же мере духовный ее аналог (образованный разреженными компонентами зри-мого мира) заполнен сонмами "эфирных" "природных духов" ("стихий"), включающих в себя "гномов, ундин, сильфов и саламандр". Все они непо-стижимы и неизвестны людям вследствие примитивной организации органов чувств последних. "Стихийные духи, — по П., — это не просто духи, потому что у них есть плоть, кровь и кости, они живут и производят по-томство, они едят и говорят, спят и бодрствуют и т. п. и, следовательно, не могут быть названы просто ду-хами. Они занимают промежуточное место между людьми и духами, напоминая мужчин и женщин по орга-низации и форме, а духов — быст-ротой движений." Сформулировал понимание медицины как универ-сальной науки, синтезирующей до-стижения физики, химии, физиоло-гии вкупе с опорой на ценности и установки теологии и философии. ("...Число болезней, которые проис-ходят от некоторой неизвестной причины, превышает премного те болезни, которые происходят от медицинских причин... Самые лучшие врачи это те, кто делает наименьшее зло... Есть такие врачи, в которых премногая ученость вытесняет всякий здравый смысл... Врач должен быть слугой Природы, а не ее врагом. Он должен вести и направлять ее в борьбе за жизнь и не выдвигать препятствия на пути к выздоровлению..."). П. стремился лечить болезни всеми 7 путями, известными "герметической те-рапии" того времени: вызыванием духов; "вибрацией" — цветовой терапией, музыкой, пением и заклинаниями; с помощью талисманов, амулетов и чар; травами; молитвой; диетой и правильным образом жизни; кро-вопусканием и различными методи-ками очищения организма. П. — ав-тор динамически-функциональной трактовки жизненных процессов. Знание человечества во всех его ипостасях, по мнению П., результат процесса самооткровения. Потенци-ал человека обусловливается харак-тером его взаимоотношений с природой — творением Божьего промысла: "...тот, кто хочет знать пути Природы, должен исходить их собственными ногами. То, что записано в книге Природы, записано буквами. Но листы этой книги — это разные земли.И если таковы Законы Природы, то и надо переворачивать эти листы". Ученый имеет право на поиск истины во всех землях и среди всех людей. Человек ("микрокосмос") об-ладает Божественной душой — ис-точником познания, нравственности и блаженства. Противником души, по П., выступают вампиры — аст-ральные тела, как правило, мертвых людей. Стремясь продлить собствен-ное существование в физической плоскости, вампиры отнимают у живых людей жизненную энергию и ис-пользуют ее в своих целях.
По мнению П., "здоровый и чистый человек не может быть одержим ими... они могут действовать лишь на людей, имеющих в своем уме для них поме-щение. Здоровый ум является замком, который невозможно взять, если на то нет желания хозяина; но, если им позволить ворваться, они возбуждают страсти мужчин и женщин, возбуждают в них желания, сподвигают к дурным мыслям, раз-рушительно действуют на мозг; они обостряют животный разум и удушают моральное чувство. Дьяволь-ские духи овладевают только теми людьми, в которых животная природа является доминирующей. Умы, просвещенные духом истины, не могут быть одержимы...". Лечение больного, таким образом, должно осуществляться, по П., в единстве трех уровней — телесного, душевного и духовного.А. А. Грицанов ПАРЕЙСОН (Pareyson) Луиджи (1918—1991) — итальянский философ. Академик, член Международного института философии. Основные сочинения: "Философия существования и Карл Ясперс" (1940), "Очерки по экзистенциализму" (1943), "Эк-зистенция и личность" (1950), "Эсте-тика. Теория формирования" (1954), "Система свободы" (1965), "Теория искусства" (1965), "Проблемы эстетики" (1965), "Беседы об эстетике" (1966), "Философия свободы" (1989) и др. Отталкиваясь от полемизирующей с Гегелем идеи Кьеркегора о том, что индивид ("Единичный"), ос-паривающий и ниспровергающий систему; противостоящий всем формам миропонимания — пантеизму и имманентизму, например, — про-возглашающих поглощение индиви-дуального универсальным; выступа-ющий как оплот трансценденции и исток христианства, — важнее рода и гегелевского "человечества", П. сформулировал принцип "онтологи-ческого персонализма". В контексте этой идеи П. отвергал допущения, что философия всегда и главным образом является материально и идео-логически ангажированной и общест- венно-исторически обусловленной. Философия не должна трактоваться ни как идейно-предзаданная концеп-туализация условий бытия людей, ни как набор догм, детерминирующий и ограничивающий свободное мышление индивидов. Проблема, по мнению П., состоит в уяснении того, как может сочетаться плюра-лизм в понимании истины с отказом от ее релятивистских трактовок, как сочетается сущностная множественность системы философских знаний с идеалом целостности истины, как может амортизировать остроту этих интеллектуальных противоречий философствование в стиле диалога.
П. не считал, что историческая и те-оретическая дискредитация гипотез о тотальности и жесткой одномерной линейности общественной эволюции могут и должны трансформироваться в доминирование ценностей софи-стики, скептицизма и релятивизма, философия у П. — одновременное "выражение духа времени и лично-стного и спекулятивного начал в их максимальной ценности". Взаимную связь и обусловленность философии своим временем П. усматривал в выборе философом определенной позиции по отношению к эпохе. Поскольку же выбор позиции и ответы на вопросы — промысел многих блестящих умов, то ни одна философия не имеет права претендовать на обладание абсолютной истиной. При всей непримиримости интеллектуальных баталий подлинная философия по- лифонична, свободна для выражения любых мнений, непредсказуема. Именно такая "конфилософия", согласно П., — в рамках которой никто не претендует на последнее слово, — является современной настоящей "любовью к мудрости". Единствен-ная истина, по П., всегда выражает-ся в личностно окрашенной ипоста-си, она всегда — интерпретационно задана. С точки зрения П., "всякое человеческое отношение, идет ли речь о познании или действии, об ис-кусстве или личных связях, об исто-рическом познании или философской медитации, всегда имеет характер интерпретации. Этого не могло бы быть, если бы не сам характер отношения бытия с тем, что внутри не-го, — с человеком. Именно в нем об-наруживается родовая солидарность бытия с истиной. В истине нет ничего, кроме интерпретации, а интер-претация всегда толкует об истине". В контексте данной проблемы П. ут-верждал: недопустимо произносить имя Божие всуе в стилистике объек-тивистски выстроенных философ-ских систем. Идея Бога не может и не должна выступать как предмет каких-либо рациональных доказа-тельств и обоснований. Это — вопрос индивидуального однозначного выбора, могущий быть осмысленным в границах подходов мифа и личност-ного религиозного опыта. Ни суще-ствование Бога, ни "смысложизнен- ные" вопросы не входят в проблемное поле философии, они доступны, по мнению П., душевным прикосновениям человека лишь посредством чувственных образов и словоформ, не имеющих ничего общего с рацио-нально-доказательными традиция-ми прошлого.А.
А. ГрицановПАРЕТО (Pareto) Вильфредо (1848— 1923) — итальянский мыслитель, социолог и экономист, внесший ори-гинальный вклад в экономическую теорию и социологическую науку. Профессор в Лозанне (с 1894). Основные сочинения: "Трактат всеобщей социологии" (1916), "Экономика и социология" (1907) и др. Член так называемой "Лозаннской экономи-ческой школы", занял в ней особое место своими разработками проблем потребностей, обосновав понятие "полезность" как критерий потреб-ностей человека, разработал эконо-мическую модель "кривых безразли-чия", по которой можно абстрактно рассчитать пропорции между коли-чеством двух различных товаров по определенным ценам таким образом, что при данном уровне доходов по-требитель наконец найдет такую комбинацию, которая может считаться наиболее благоприятной для удовлетворения его потребностей. Своими графически изображенными конструкциями П. связывал пред-ставления возможных производи-телей и потребителей. По П., эта модель применима для любого общества. В социологии П. известен прежде всего своей теорией "циркулирующей элиты" и концепцией "нелогического действия". Подвергнув критике "гуманитарные", "позитивистские", "механистические"социологии,П. ставил задачу разработки "исключи-тельно экспериментальной" социо-логии, подобно химии, физике и другим аналогичным наукам. Пред-метом социологии, по П., является поведение людей. Он подчеркивал иррациональный и алогичный характер человеческого поведения. Все поступки людей П. разделил на логические и нелогические. Первые — это целесообразные, руководимые осознанными целями, поступки. Вторые — это неосознанные, инстинк-тивные поступки. В самой жизни оба типа выступают всегда в смешанной форме. Движущей силой обществен-ного развития служат нелогические поступки, в основе которых лежит комплекс побудительных инстинк-тов, желаний, интересов, изначально присущих человеку и составляющих устойчивую психическую константу любого нелогического действия. Этот комплекс П. назвал "остатком" (residue).
Но человеку изначально задана и потребность в логическом, вернее псевдологическом,обосновании постфактум своего поведения. Поэтому каждый нелогический поступок обязательно содержит и из-менчивые интерпретации "остатков", которые объясняют, но и в то же время маскируют их. Эти элементы П. назвал "производными" (derivazio- пі). "Остатки" П. разделил на шесть следующих классов: 1) инстинкт ком-бинаций, он чаще всего встречается у добивающихся успеха политиков; 2) постоянство агрегатов, которое обус-ловливает, например, длительное су-ществование династий, опирающихся на "законность" и устойчивость религиозных взглядов; 3) потреб-ность в демонстрации собственных чувств, скажем, через ритуальные или культовые действия или сохра-нение форм проявления почтения при иерархическом строе; 4) инстинкт общительности, с которым связана, например, потребность в признании социальной группой; 5) инстинкт це-лостности индивида, направленный на обеспечение безопасности собст-венности и личности, стремящейся к тому же получить предпочтение со стороны общества; 6) инстинкт сек-суальности, на который накладыва-ется табу с помощью мифов или тре-бования публично демонстрировать добродетели. "Производные" П. тоже классифицировал на четыре группы: 1) простые утверждения; 2) утверждения, подкрепленные ка- ким-либо авторитетом; 3) утвержде-ния, опирающиеся на манипулятив- ное использование чувств, например заигрывание с народом в личных или партийных интересах; 4) утвержде-ния, зависящие исключительно от словесных доказательств. Каждый класс "остатков" состоит из многих элементов, а четыре класса "произ-водных" состоят из семнадцати раз-личных форм. Пятьдесят два "остатка" (П. перечислил именно столько) могут вступать в различные сочетания друг с другом и с семнадцатью формами "производных". Следова-тельно, вполне логичны упреки кри-тиков П. о "неустойчивости", "про-тиворечивости" и "несовместимости компонентов" его системы логических и нелогических мотивов, всей его теории "социального равновесия". Классификацию "остатков" и "про-изводных" П. положил в основу объ-яснения всех общественных явлений, считая, что их комбинациями кон-кретно определяется тот или иной социальный процесс или феномен. Так, разрабатывая и демистифицируя различные "производные", П. показывает, что юридические теории являются не обоснованием дей-ствительного применения законов, а всего лишь использованием ложных аргументов в соответствии с корыст-ными целями. Моральные "производ-ные" служат сокрытию аморальных целей, религиозные — прикрывают низменные чувства, общие всем эпохам и народам. Методологическую основу его теории "циркулирующей элиты" тоже составляет парадигма "остатков" и "производных". Имен-но они лежат в основе объяснения классовых отношений, социальных противоречий, общественного нера-венства, смены политической власти, эволюции ее форм, государства и т. п. Общество, по П., это система, находящаяся в равновесии, поскольку антагонистические интересы от- дельных слоев и классов нейтрали-зуют друг друга. Извечный антаго-низм вызывается социальным не-равенством людей, обусловленным неравномерным распределением "ос-татков" среди них. В частности, спо-собностью к руководству обладают немногие — те, кто составляет элиту. Деление на способную к управле-нию элиту и неэлиту П. считает существенной чертой всех человече-ских обществ, а "круговорот" элит, их стабилизацию и иерархию, — движущей силой общественного раз-вития, лежащей в основе всех исто-рических событий. Согласно этой концепции, индивиды, наделенные от рождения "остатками", т. е. пред-расположенностью к манипулированию массами при помощи хитрости и обмана ("лисы") или способностью применения насилия ("львы"), создают два различных типа правления, которые приходят на смену друг другу в результате исчезно-вения соответствующих "остатков" с последующей деградацией элиты, приводящей ее к упадку. Если пра-вящая элита не противодействует этому путем кооптации новых чле-нов из низших классов, в изобилии обладающих соответствующими ка-чествами, то наступает социальная революция, весь смысл которой, согласно П., заключается в обновле-нии персонального состава правящей верхушки — элиты общества. В области хозяйственной деятельности "львам" и "лисам" соответствует типы "спекулянтов"и"рантье", прототи-пами которых являются бизнесмены и их противоположность — робкие вкладчики, живущие стрижкой купонов. Преобладание в обществе "рантье" — свидетельство стабили-зации общества, переходящей затем в загнивание. Преобладание "спе-кулянтов" предопределяет развитие в социальной и экономической жизни, чреватое катаклизмами. Стабиль-ность достигается именно за счет их последовательной смены — "круго-ворота элит". В концепции П. поли-тические и экономические измене-ния связаны с циклами духовного производства — интеллектуального, религиозного, художественного и т. п. Здесь происходит ритмическая смена периодов веры и скептицизма, в основе которых в конечном счете лежат "остатки" первого и второго классов. Идеи социологической тео-рии П. ныне широко используются политологами, сторонниками струк-турно-функционального анализа, ис-следователями средств массовой ком-муникации и др.Г. П. Давидюк
ПАРМЕНИД Элейский (вторая половина 6 — начало 5 в. до н. э.) — основоположник элейской школы, одна из ключевых фигур в истории древнегреческой философии и евро-пейской философской традиции вообще. Первые греческие философы- ионийцы, размышляя о природе вещей, строили космологические модели, в которых все наблюдаемые явления объяснялись как происходящие из некоторого вещественного перво-начала. Сходные воззрения разраба-тывает и П., трактуя космос как образованный действием двух сти-хий — эфирного Огня (Света), легчайшего и тонкого, и тяжелой и плотной Ночи. Однако этот привычный круг представлений квалифи-цируется П. как "путь мнения", которому он противопоставляет "путь истины", открывающий новые горизонты философского поиска. Фило-софское мышление, ищущее необхо-димость в мире, само должно, по П., обладать внутренней необходимостью. Однако всякая мысль, имеющая дело с изменчивым видимым миром, сама изменчива и непостоян-на и представляет собой лишь прав-доподобное мнение ("мнение" не обя-зательно ложно, суть дела в том, что оно никогда не достигает непререка-емости истины). Обладать внутренней обязательностью, согласно П., может лишь "чистая" мысль, коре-нящаяся в себе самой и свободная от всяких ссылок на видимое. Что же оказывается предметом философского мышления, коль скоро "путь ис-тины" выводит за пределы видимого мира с его движущимся многообра-зием? Это бытие как таковое: вещи могут быть такими или иными, но прежде всего они просто "есть"; бы-тие вещей образует умопостигаемую предпосылку любой их конкретной определенности. П. впервые разра-ботал понятие бытия, играющее одну из главных ролей в категориальном аппарате западной философии на протяжении всей ее истории. Движение по "пути истины" пред-ставляет собой, по П., принятие ряда философских утверждений посред-ством их доказательства на основе принципа тождества бытия и мышления ("мыслить и быть одно и то же") — реально лишь то, что мысли-мо, а то, что не мыслимо, не сущест-вует. В частности, утверждает П., небытия не существует, ибо оно немыслимо и невыразимо. Бытие же есть и наделяется рядом характери-стик, представляющих собой в ос-новном следствия из отрицания небытия: бытие не возникает и не исчезает, оно непрерывно и однород-но, оставаясь себетождественным, оно ни в чем не нуждается и пред-ставляет собой совершенную сферу. Введение П. оппозиции "пути мне-ния" и "пути истины" стало судьбой европейской философской мысли, по крайнее мере, на два с половиной тысячелетия. Во-первых, она легла в основу самоопределения философии — приобрела силу предрассудка в убеждении, что повседневный опыт ограничен кругом видимого (т. е. видимостью), и, лишь порывая с ним, становясь "чистым" и само-достаточным, мышление способно постигать подлинную реальность. Во-вторых, эта оппозиция предопре-делила сложные и исторически из-менчивые отношения между "физи- кой" (натуральной философией) и метафизикой в пределах философ-ской концепции действительности.
В. Н.Фурс
ПАРСОНС (Parsons) Толкотт (1902— 1979) — американский социолог. Ос-нователь школы структурного функ-ционализма в социологии (линия функционального императивизма в отличие от линии функционального структурализма Мертона, по оп-ределению Дж. Тернера). На протя-жении более чем 30 лет после Второй мировой войны являлся одним из основных теоретиков социальной мысли, по крайней мере, в англого-ворящем мире. Образование: Ам- херстский колледж (степень бакалавра, с отличием); Лондонская школа экономики (магистратура); Гейдель- бергский университет (докторантура). С 1927 — преподаватель социологии в Гарвардском университете. В 1949 был избран президентом Американской социологической ас-социации. Являлся членом и пре-зидентом Американской академии искусств и наук. Для П. основной научно-исследовательской задачей было построение общей, системной, основанной на обобщении накоплен-ного эмпирического и теоретического опыта, социологической теории. Для построения собственной концеп-ции П. широко использует работы своих предшественников: Дюркгейма, в частности его идею "органичес-кой солидарности" и метод анализа стабильности социальной системы, состоящей из функциональнодиффе- ренцированных ролей; М. Вебера — обоснование необходимости изучения социальных организаций и институ-тов через обобщенную схему — "ра-циональность социальной системы", а также труды Парето (в интерпретации Л. Дж. Хендерсона). Кроме того, П. придает большое значение по-ложениям, разработанным в рамках антропологического и психологического направлений социальной мысли (Спенсер, Фрейд). В своей первой книге ("Структура социального дей-ствия", 1937) П. утверждает, что ос-новным объектом анализа в социоло-гической теории систем действия является единичный акт, который конституируется из актера; целей деятельности; социальной ситуации, представленной средствами и усло-виями, нормами и ценностями, по-средством которых выбираются цели и средства: "Если что-либо и является существенным для концепции соци-ального действия, так это его норма-тивная ориентация". Система действия является структурированным набором единичных актов. В таком социальном контексте индивиды стремятся к максимальному удовлетво-рению, а поведение и отношения, до-стигающие этой цели, становятся институциализированными в систему статусных ролей. П. описывает социальное действие как состояние напряжения между элементами двух порядков — "нормативными" и эле-ментами "условий". Если рассматривать социальное действие как процесс, то он означает "последовательное отрицание элементов условий в направ-лении конформности с элементами норм". Впоследствии П. определяет социальную систему как "модель ор-ганизации элементов действия, соот-ветствующих последовательности или упорядоченному набору изменений интегративных образцов множества индивидуальных актеров". Со-циальная система, в соответствие с его теорией, предполагает наличие трех подсистем: 1) личностная система (действующие актеры); 2) система культуры (разделяемые ценности, которые обеспечивают преемственность и последовательность норм и предписанных им статусных ролей); 3) физическое окружение, на которое общество должно ориентироваться. Каждая система, развиваясь, сталкивается с двумя основными наборами проблем. Во-первых, внутренняя проблема достижения соци-ального порядка или интеграции. Развитие проблемы в таком ракурсе приводит П. к формированию его знаменитой концепции систем и подсистем, каждая из которых отвечает "внутренним и внешним функцио-нальным требованиям системы со-циального действия. Для того чтобы выжить, любая система должна отвечать четырем функциональным требованиям: адаптация (к физичес-кому окружению; экономика); до-стижение целей (средства организа-ции ресурсов для достижения целей и получения удовлетворения; поли-тика); интеграция (форма внутренней и внешней координации системы и пути ее соотнесения с существую-щими отличиями; социетальное со-общество); поддержание образцов, латентность (средства достижения относительной стабильности; социа-лизация). Данная концепция широко известна под названием AGIL (адаптация — цель — интеграция — латентность). Все подсистемы связаны между собой "средствами обмена" ("Экономика и общество", 1956), ко-торые представляют собой деньги (А), власть (G), влияние (I), и обязатель-ства (L). Равновесие социальной системы зависит от этих сложных процессов обмена между различными подсистемами. Условно научную де-ятельность П. можно разделить на два этапа: доэволюционные и эволюци-онные работы. Основные положения его ранних работ, которые впослед-ствии были реализованы в эволюци-онной концепции истории, можно свести к нижеследующему: 1) все су-ществующие живые системы, включая системы действия и общества, определяются двумя наборами отношений — отношениями между частями систем и отношениями типа "система — окружение"; 2) концепция функции является ключевой для анализа обоих типов отношений. Анализ отношений между частями системы сводится к проблематике поддержа-ния внутренней структуры (гомео- стазиса). Анализ же отношений типа "система — окружение" — к проблеме адаптации к изменяющемуся внут-реннему окружению; 3) и в том и в другом случае основной функцио-нальной значимостью обладает система, а не ее части. Тематика доэво- люционных работ П. сосредоточена, таким образом, на концепции социальной системы как ограниченноза- мкнутой и поддерживающей стан-дартные образцы; иерархическом порядке концепции системы, функции, структуры и процесса; а также внутренне-внешней оси четырехфунк- циональной парадигмы. В более поздних работах П. обращается к проблеме истории и эволюции человеческого общества. Согласно теории "социо-культурной эволюции общества", последнее развивается от простых форм к более сложным, через процесс деления и дифференциации с после-дующей повторной интеграцией. Фактором, направляющим эволюцию, является возрастание способности к адаптации. П. отмечает наличие критерия самодостаточности, который и отличает человеческое общество от других социальных систем и, таким образом, концептуализирует культурную систему, системы личности и поведения как окружение социальных систем. Системы и подсистемы общества организуются в кибернети-ческую иерархию: культурная, со-циальная, личностная и биологичес-кая. Эволюция проходит следующие стадии: примитивную, продвинутую примитивную, промежуточную и со-временную. Примитивное общество однообразно и гомогенно, отсутствует разнообразие подсистем. За счет процессов дифференциации подсистем и их функций примитивное об-щество проходит ряд стадий и в конце концов приходит к своему современ-ному состоянию. Основными харак-теристиками современного общества являются: 1) полная дифференциация систем в соответствие со схемой AGIL; 2) доминирование в экономике массового производства, наличие бю-рократической организации — рынок, деньги являются общепризнанным средством обмена; 3) система права — основа социального контроля и ко-ординации; 4) наличие социальной стратификации, в основе которой лежит критерий успеха; 5) дифферен-цированная, сложная система социальных взаимосвязей. Творческое наследие П. огромно, однако среди основных его работ можно выделить следующие: "Социальная система" (1951), "К общей теории действия" (написана с Э. Шиллсом, 1951), "Об-щества: эволюционные и сравни-тельные перспективы" (1966), "Система современных обществ" (1971), "Социальное действие и условия че-ловеческого существования" (1978).
Теоретические идеи П., развиваемые им на протяжении 40 лет, подверг-лись резкой критике со стороны представителей других направлений, в частности сторонников конфликт-ной социологии, феноменологии, гу-манистической школы в социологии. Критике подверглось обращение к биологическим и органическим ана-логиям, анализ социального порядка и исключение из проблемного поля девиантных отклонений и социаль-ных конфликтов; отсутствие удовле-творительного объяснения социальных изменений, их подмена теорией дифференциации; отсутствие опре-деления и анализа социальных классов; тавтологичность самой теории, отсутствие возможности ее операци- онализации; ее излишняя "объек-тивность", поскольку, несмотря на то что П. ввел элемент субъективности в свою теорию социального действия ("система отнесенного действия"), очевидно, что в его теории общество доминирует над субъектом действия. Однако такая многоаспектность критики теоретической социологии П. может расцениваться как еще одно ее достоинство, поскольку боль-шинство современных социальных теорий развивались, полемизируя с ней, оппонируя и заимствуя у нее те-оретические положения,понятия и принципы. В последнее время обращение к теории структурного функ-ционализма повторно входит в моду. Например: Дж. Александр "Возрож-дение Парсонса в немецкой социоло-гии", Р. Коллинз "Социологическая теория" (1984), Р. Мюнх "Теория Парсонса сегодня: в поисках нового синтеза", работы Э. Гидденса и Дж. Тернера.
Е. А. Угринович
Еще по теме ПАРАЦЕЛЬС:
- ПАРАЦЕЛЬС (лат. Paracelsus - "более великий, нежели Цельс"
- 7. ОРГАНИСТИЧЕСКАЯ И ПАНТЕИСТИЧЕСКАЯ НАТУРФИЛОСОФИЯ РЕНЕССАНСА
- МЕНЕЕ ИЗВЕСТНЫЕ АДЕПТЫ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО И ПЯТНАДЦАТОГО ВЕКОВ
- НАТУРФИЛОСОФИЯ
- ТЕОСОФИЯ (греч. theos -Бог и sорhiа -мудрость, знание
- АСТРОЛОГИЯ
- АСТРОЛОГИЯ
- ТЕОСОФИЯ
- СЕНСУАЛИЗМ (лат. sensus - чувство, ощущение
- ВОЗРОЖДЕНИЕ
- 5. Характеристика философии эпохи возрождения.Социально-исторические и научные предпосылки ее становления.Антропоцентризм и гуманизм в философии возрождения.
- ВОЗРОЖДЕНИЕ (или Ренессанс
- СОДЕРЖАНИЕ