<<
>>

ПАРМЕНИД

Диалог рассказан неким Кефалом, который в свое время прибыл в Афины, чтобы послушать рассказ Антифонта. А этот Антифонт знал человека по имени Пифодор, который присутствовал при давно происходившей беседе Сократа, тогда еще молодого, Зенона и Парменида.

Был там и Аристотель, но не тот,

1036 который всем известен, а другой. Таким образом, читатель получает информацию о той беседе из третьих рук. Зачем все эти сложности Платону, сочинившему диалог, не ясно.

Диалог труден для понимания. Положения, в нем рассмат-риваемые, весьма абстрактны. Здесь нет характерной для других диалогов Платона этической интриги. Начинается обсуждение с утверждения Зенона о том, что многое не существует. Зенон любил морочить людям голову своими парадоксами. Он доказывал разные несуразности: то быстроногий бегун Ахиллес не догонит черепаху, то летящая стрела на самом деле покоится, то еще что-то. Смысл таких парадоксов в доказательстве того, что реально существующее теоретически невозможно. Вот теперь Зенон отрицает существование многого.

Теоретика это очень беспокоит, практика — нисколько. Греки были теоретиками.

Сократ обращает внимание на трудность ситуации. Зенон утверждает, что многое не существует, Парменид настаивает на том, что существует единое. В сущности, это одно и то же. Но все выглядит так, что они говорят о разных вещах. В ответ Зенон объясняет, в чем здесь дело. Он, Зенон, поддерживает Парменида. Его сочинение направлено против тех, кто из тезиса Парменида о существовании единого выводит много смешных следствий, как бы опровергая этот тезис. Так вот Зенон показывает, что из тезиса о существовании многого получаются еще более смешные следствия.

Далее возникает тема идей, знаменитых идей Платона Сократ еще молод, он не владеет еще теорией идей. И престарелый Парменид советует ему поупражняться, прежде чем приступать к определению идей, таких как справедливость, красота и т. д. Вот как раз подходящий случай поупражняться — обсудить диалектику единого и многого. Предположить, что единое существует и рассмотреть вытекающие отсюда следствия, а затем предположить, что единое не существует и тоже поискать следствия. Все начинают упрашивать Парменида, чтобы он сам это проделал. Тот сначала отказывается, потом соглашается, но для во-просно-ответного способа рассуждения просит выделить ему партнера. Выбирает он самого младшего, Аристотеля. В даль-нейшем до конца диалога беседуют только Парменид и Аристотель.

Не каждый читатель проследит за ходом этой беседы. Она напоминает доказательство очень длинной теоремы, затрудненное тем, что используются здесь только слова, а не символы и формулы. Вывод таков: без единого мыслить многое невозможно, и если единое не существует, то ничто не может мыслиться

1037

ни как одно, ни как многое. Короче, если единое не существует, то ничего не существует.

<< | >>
Источник: Аристотель, В. Шкоды. Философы Греции. Основы основ: логика, физика, этика. 1999

Еще по теме ПАРМЕНИД:

  1. ПАРМЕНИД
  2. ПАРМЕНИД
  3. Парменид
  4. Физика Парменида
  5. УЧЕНИЕ ОБ «ИДЕЯХ» в «ПАРМЕНИДЕ»
  6. ПАРМЕНИД:
  7. КРИТИКА УЧЕНИЯ ОБ «ИДЕЯХ» В «ПАРМЕНИДЕ» И «СОФИСТЕ» ПЛАТОНА
  8. ЭАЕЙСКАЯ ШКОЛА
  9. ПАНЛОГИЗМ
  10. ЛЕВКИПП И ДЕМОКРИТ
  11. Относительное и аб-солютное отрицание единого с выводами для иного
  12. Относительное и абсолютное
  13. Относительное и абсолютное отрицание единого с выводами для единого
  14. ИММАНЕНТНЫЙ
  15. СОДЕРЖАНИЕ
  16. ПАРАДИГМА (от греч. рага- deigma — пример, образец
  17. О ЗЕМЛЕ
  18. ЗЕНОН
  19. Оглавление
  20. СОДЕРЖАНИЕ