<<
>>

ПАРМЕНИД

Философские идеи Ксенофана были развиты его учеником Парменидом, акме которого приходится на 69-ю олимпиаду (504—501 до н. э.). Таким образом, Парменид был современником Гераклита.

Подобно последнему он происходил из знатного и богатого рода, однако в отличие от Гераклита, чуждавшегося политической жизни, Парменид принимал живейшее участие в политической жизни Элей. Парменид — автор поэмы «О природе», состоящей из переполненного мифологическими образами пролога и двух частей. В первой из них излагаются философские понятия Парменида, а во второй — натурфилософские представления, характерные для той эпохи. Первая часть противопоставляется второй как «путь истины» «пути мнения». От первой части сохранилось примерно 9/10 текста, от второй — Ую- Именно в первой части поэмы Парменид излагает свое учение об абстрактном, неизменном бытии, постигаемом умом вопреки свидетельству органов чувств.

Диоген Лаэртский IX21—22. Он первый заявил, что Земля шаровидна и что место ее в середине. Су-ществуют две основы, огонь и земля, и первый служит творцом, вторая веществом.

Род человеческий первое начало свое имеет от солнца, но жар и холод, из которых все состоит, сильнее и солнца. Душа и ум — одно и то же (об этом упоминает и Феофраст в «Физике», где у него изложены мнения едва ли не всех философов). Философию он разделил надвое. Он сказал, что философий две: одна — сообразно истине, другая — сообразно мнению... Критерием же истины он признал разум. И ощущения не точны, по его мнению.

Философию он излагал в стихах, подобно Гесиоду, Ксенофану и Эмпедоклу. Критерием истины называл он разум, в чувствах же, говорил он, точности нет. Вот его слова: •, • «ш»

50

Дд не постигнет тебя на стезе ЫВоей опыт привычный Правиться глазом бещельным и слухом, отгулами звучным, И языком, — будь лишь разум судьей многоспорному слову!

(Пер. М.

Л. Гаспарова)

Тимон (уДиогенаЛаэртского1Х23). И не следующий мнению толпы, могучий, надменный Парменид, который поистине освободил мышление от обмана воображения.

Александр Афродисийский inMetaph.13- Он доказывает вечность Вселенной и [в то же время] старается объяснить возникновение сущего, причем суждения его о том и другом [предмете] не одинакового порядка, но он полагает, что поистине Вселенная едина, безначальна и шаровидна; согласно же мнению толпы, для объяснения возникновения он принимает два начала кажущегося [мира]: огонь и землю, одно — в качестве материи, другое же — в качестве действующей причины.

СимплицийРЬу& 146,29. Не удивляйся, если он говорит, что единое сущее «подобно массе совершенно правильного шара». Дело в том, что вследствие поэтического способа выражения он также прибегает к некоторому мифическому образу. Какая, в самом деле, разница — сказать это или так, как сказал Орфей: «Серебристое яйцо»?

Псевдаплутарх Strain. 5- Он объявляет, что, согласно истинному положению вещей, Вселенная вечна и неподвижна... Возникновение же относится к области кажущегося, согласно ложному мнению, бытия. И ощущения он изгоняет из области истины. Он говорит, что если что-нибудь существует сверх бытия, то оно не есть бытие. Небытия же во Вселенной нет. Вот таким-то образом он оставляет бытие без возникновения.

Аэций 17,26. Парменид: Бог — неподвижен, коне-чен и имеет форму шара.

Аэций 125,3. Парменид и Демокрит: все существует согласно необходимости. Судьба же, правда, провидение и творец мира тождественны.

51

I

<< | >>
Источник: Харвест, М. Антология мировой философии: Античность.. 2001

Еще по теме ПАРМЕНИД:

  1. ПАРМЕНИД
  2. ПАРМЕНИД
  3. Парменид
  4. Физика Парменида
  5. УЧЕНИЕ ОБ «ИДЕЯХ» в «ПАРМЕНИДЕ»
  6. ПАРМЕНИД:
  7. КРИТИКА УЧЕНИЯ ОБ «ИДЕЯХ» В «ПАРМЕНИДЕ» И «СОФИСТЕ» ПЛАТОНА
  8. ЭАЕЙСКАЯ ШКОЛА
  9. ПАНЛОГИЗМ
  10. ЛЕВКИПП И ДЕМОКРИТ
  11. Относительное и аб-солютное отрицание единого с выводами для иного
  12. Относительное и абсолютное
  13. Относительное и абсолютное отрицание единого с выводами для единого