<<
>>

ПАРТИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ

— ор-ганизованная группа единомышленников, представляющая интересы части людей, отстаивающая ту или иную идею организации или транс-формации общества, устремленная к достижению политической власти или участию в ней для реализации своих программных установок.

За-рождение П. традиционно относят к античному миру, когда в Древней Греции и Древнем Риме возникают особые группы людей, активно отра-жающие интересы различных обще-ственных слоев. Однако предшест-венниками П. современного типа принято полагать политические ор-ганизации, возникшие в ходе борьбы буржуазии против абсолютной мо-нархии, в процессе становления по-литической системы и политической жизни раннебуржуазных государств Западной Европы и Америки в конце 17 — начале 18 в. В период буржуаз-ной революции в Англии действова-ли: П. пресвитериан, отражавшая интересы умеренной буржуазии и дворянства; П. индепендентов, пред-ставлявшая радикальное крыло буржуа и обуржуазившегося дворянст-ва. Великая Французская революция связана с возникновением П.
фелья- нов, выступавшей за конституционную монархию; П. жирондистов, отра-жавшей интересы умеренной торгово- промышленной и земледельческой буржуазии; П. якобинцев, объединяв-шей буржуазных революционных радикалов. Окончательно современ-ный облик политических П. сложился в 19 в. Это было тесно связано с введением всеобщего избирательного права, послужившего значитель-ному развитию представительной системы. Именно П. стали индикато-ром осознания своих интересов раз-личными группами населения с учетом истории и традиций общества: П. являются продуктом социально- экономического и общественно-ис-торического развития каждой кон-кретной страны. В большинстве государств современного мира полити-ческие П. занимают главное место в политической системе, одновременно являясь инициирующим фактором гражданского общества, связующим звеном между ним и государственными институтами.
В отличие от об-щественных организаций и движений (профсоюзов, молодежных, женских, экологических, антивоенных и т. д.), которые отстаивают интересы отдельных слоев населения посредством воздействия на соответствующие го-сударственные органы, П. в центр своей деятельности ставят борьбу за власть парламентским (через выборы) либо внепарламентским путем, связанным с насильственным свер-жением существующей власти. П. воспринимают умонастроения обще-ства, перерабатывают и претворяют их в политику, они выступают одним из важнейших механизмов рас-пределения (перераспределения) в обществе властных статусов. Весьма значима роль П. в отборе и фор-мировании лидеров и элит для всех уровней политической системы. Выборы — самая активная фаза дея-тельности политических П. Победа на выборах открывает перед П. широкие возможности по организации государственной политики, подбору и расстановке кадров управления, принятию политических решений, обязательных для всей страны. В за-висимости от типа своей организационной структуры П. могут быть кад-ровыми и массовыми. Кадровые П. активизируются в основном во время предвыборных кампаний. Они не-многочисленны. В них отсутствует система членства, регулярная уплата взносов и другие организационные элементы. Для массовых П. харак-терны многочисленность сторонни-ков, сложная организационная и ие-рархическая структура, партийная дисциплина, система членства с уплатой взносов. Возглавляют их про-фессиональные политики. По отно-шению к правящему политическому режиму П. делятся на правящие и оппозиционные. Статусом правящих обладают те П., которые в результате парламентских или президентских выборов получили преимущество перед другими П. Оппозиционные П. — это те, которые после выборов получили вторые, третьи и т. д. йолитичес- кие роли. Они стремятся к властному положению, критикуют правящую П. и государственные институты за их ошибки, просчеты во внутренней и внешней политике, выдвигают аль-тернативные программные предложе-ния. В зависимости от идеологических позиций П.
можно подразделить на идейно-политические (реформистские, консервативные, реакционные, революционные); прагматические, или избирательные, фактически дей-ствующие лишь в период предвыбор-ных кампаний; харизматическо-вож- дистские, полнота власти в которых сосредоточена в руках вождя, лидера (ленинско-сталинская, маоистские, гитлеровская). Классификации П. не могут носить статичного характе-ра. Одни и те же П. воплощают в себе признаки разных классификаций. Политический рынок в большинстве обществ в основном заполнен, поэтому появление новых сильных П. на политической сцене — достаточ-но редкое явление.

В. А. Божанов

ПАСКАЛЬ (Pascal) Блез (1623— 1662) — французский философ-мистик и математик, основоположник теории вероятностей. Основные сочинения: "Мысли" (1669), "Провин-циалы, или Письма, написанные Луи де Монтальтом одному своему провинциальному другу" (1656, вы-держали свыше 60 изданий), "Об ис-кусстве убеждать" (1655 —1657), "Молитва к Богу об обращении во благо болезней" (1659) и др. Драма-тичный жизненный путь П. неразрывно связан с его становлением в качестве религиозного философа. "Первое обращение" П., временно прервавшее его чрезвычайно плодо-творную научную деятельность, про-изошло на почве увлечения янсениз-мом, после чего он, однако, вернулся к занятиям наукой. Краткий период светской жизни П., внешне благопо-лучный, сопровождался мучитель-ными раздумьями о собственном су-ществовании. Несчастный случай послужил толчком ко "второму об-ращению" П.: он пережил необык-новенный опыт "боговдохновения", под влиянием которого П. набросал небольшой текст религиозно-экс- татического содержания, в котором отрекся от мира и полностью "посвятил" себя Богу. После этого П. поселился в янсени'стской общине Пор- Руаяля и стал вести уединенный, аскетический образ жизни. Принял участие в борьбе янсенистов с иезуи-тами, написав знаменитые "Письма к провинциалу" (названные впослед-ствии так с легкой руки Вольтера). К концу жизни достиг крайней степени самоотречения.

Молитва, рели-гиозные размышления, совершенно подорванное здоровье и вспышки са-моистязания составляют последний период жизни П., в который и писалась задуманная, но так и не окон-ченная "Антология христианской религии". После его смерти нашли лишь отдельные отрывки, вошедшие в историю как "Мысли" П. Рас-смотрение П. вопросов гносеологии и философской антропологии обос-новывает его обращение к религиоз-ной проблематике. Исключительная роль П. в истории философии опре-деляется тем, что в эпоху механисти-ческого рационализма он первый — предвосхищая иррационалистическую традицию в философии — решитель-но ограничил сферу применимости научного познания, выделив наравне с ним познание непосредственное (постепенности рассуждения проти-вопоставлялась моментальность про-никновения). Если первый род познания, согласно П., осуществляется разумом (доказывающим), то второй — сердцем (чувствующим). С другой стороны, ограниченность разума проистекает, согласно П., из онтологического статуса человека в мире. Все способности и свойства человека определены тем, что он за-нимает серединное положение меж двух бесконечностей (в большом и в малом). Разум не может обеспечить человеку устойчивость и уве-ренность, ибо, как пишет П., ничто не способно "укрепить конечное между двумя бесконечностями". Ос-мысление неспособности человека к всеобъемлющему познанию в силу конечности и неоднородности его природы — приводит П. к отказу от "самонадеянных исследований"в пользу "безмолвного созерцания". По мнению П., зачеркивать разум также неприемлемо, как и призна-вать только разум. Человек, по П., лишь тростник, слабейшее из творе-ний природы, но "тростник мысля-щий". Величие человека, говорит П., в том и заключается, что он сознает свое ничтожество. Отвлечен-ные науки оказываются не только бессильны в своих притязаниях на познание мира, но мешают человеку понять его собственное место в мире, задуматься, "что это такое — быть человеком". П. видит обязанность человека в том, чтобы сосредоточить мышление на себе самом, своем со-здателе и своем конце, однако вместо этого человек предпочитает раз-влечение, которое П.
усматривал во всех внешних заботах и занятиях (в том числе и искусством). Развле-чение, эта "бедственная особенность" человеческого существования, коре-нящаяся "в изначальной бедственности нашего положения, в хрупкости, смертности и ничтожности челове-ка", отвлекает его от чувства тоски, тревоги, отчаяния и горечи своего бытия, не дает ему задуматься о своей судьбе. Ужасающая противоречивость человеческой природы делает человека "непостижимым чудови-щем". Он оказывается парадоксом для самого себя. "Мы жаждем истины, — пишет П., — а находим в себе лишь неуверенность. Мы ищем счас- тья, а находим лишь горечи и смерть." По глубокому убеждению П., человек, осознавший трагизм своего по-ложения, может найти выход только в христианской вере. При этом разум (размышление) играет лишь вто-ростепенную роль: он только доходит до веры, но не приводит к ней. По отношению к вере разум сознает, что есть вещи, превышающие его по-нимание. Вся суть веры, по П., в том, что Бог постигается сердцем, а не разумом. Будучи "даром Божьим", вера предполагает полное самоунич-тожение человека, находящегося од-новременно в состоянии радости и страха. Истинность христианской религии, доказываемая, согласно П., пророчествами и чудесами, претво-ряется в том, что она обязует любить Бога, а также в том, что лишь эта религия объясняет противоречие между величием и ничтожеством чело-века, ибо он способен познать себя только с помощью тайны преемственности греха, — здесь, как говорит П., завязан узел нашего существо-вания. Истинное обращение заклю-чается, по мнению П., в осознании непреодолимой противоположности между нами и Богом: человек может постичь Бога и самого себя только через посредника — Иисуса Христа, в котором и концентрируется спаси-тельная сила веры. Главной темой философских размышлений П. был человек. В своем стремлении опреде-лить сущность человеческой природы П. показал себя не только тонким психологом и моралистом, но и та-лантливым писателем, способным придать своим наблюдениям над жиз-нью и людьми как художественную выразительность, так и философскую глубину. Единодушное преклонение перед П.-ученым всегда сопровождалось очень противоречивым отноше-нием к П.-философу. В нем видели мизантропа, замаскированного атеиста, психически больного человека. Мировоззрение П. подвергалось критике с самых разных сторон, и прежде всего французскими просветителями, выступившими в защиту человечес-кой природы. Вместе с тем экзистен-циалисты нашли в П. своего духовного предтечу (наряду с Кьеркегором) на основании того, что основные темы экзистенциализма (человеческое существование как исходный пункт философствования, заброшенность человека в мире, тоска, отчаяние, тревога как сущностные определе-ния человека, смерть как ключевая категория человеческого существо-вания) представлены в философии П.

Т. В. Щитпцова

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ПАРТИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ:

  1. ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТА 3 СТАТЬИ 9 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЯХ" В СВЯЗИ С ЗАПРОСОМ КОПТЕВСКОГО РАЙОННОГО СУДА ГОРОДА МОСКВЫ, ЖАЛОБАМИ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "ПРАВОСЛАВНАЯ ПАРТИЯ РОССИИ" И ГРАЖДАН И.В. АРТЕМОВА И Д.А. САВИНА
  2. На! Родная партия
  3. Есть такая партия
  4. 30. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ В РОССИИ
  5. 44. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ
  6. § 3. Политические партии и партийная система
  7. § 1. Политические партии
  8. § 3. Политические партии
  9. Политическое сознание
  10. Политическое сознание
  11. Политическая власть
  12. § 2. Классификация политических партий
  13. 28. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА ГРАЖДАН РФ
  14. Политический РR: продвижение кандидата
  15. В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ