<<
>>

ПериодизацияДосократики

натурфилософия милетской школы, пифагорейцы, элеаты, Гераклит, младшие натурфилософы и атомисты. Софистов тоже, как правило, относят к досократикам. Но в сферу их интересов входят человек и общество.

Деятельность софистов, сильно потеснивших мифологичесие модели и подвергших критике традиционные моральные ценности, характеризуют также как греческое просвещение.

Классика: творчество СОКРАТА, его ученика ПЛАТОНА И ученика последнего — АРИСТОТЕЛЯ.

Центром философии становятся Афины. СОКРАТ, чье учение возникло на фоне софистики, считается основателем автономной этики, и его мысль целиком сосредоточена на решении ее основного вопроса. Он, по словам ЦИЦЕРОНА,

"низвел философию с небес на землю". Пллтон продолжает заниматься проблемами, волновавшими СОКРАТА И досократиков, и решает их в рамках метафизической концепции своего учения об идеях и о душе. АРИСТОТЕЛЯ считают основателем постро-енной как система и обоснованной научно философии, стремящейся охватить все сферы человеческого опыта.

Эллинистический период: на исторической почве социальных перемен (возникновение и распад царства Александра Великого, возвышение Рима как мировой державы) появляются два ведущих учения: стоическое и эпикурейское, перенося-щие свой интерес в сферу этики. История стой делится на 3 периода: Древняя стоя возводит здание стоической системы. Среди ее представителей выде-ляются основатель стой ЗЕНОН из КИТИОНА и ХРИСИПП.

Средняя стоя представлена ПАНЕТИЕМ, благодаря которому греческая философия распространилась в Риме, и ПОСИДОНИЕМ, старавшимися смягчить этический ригоризм древней стой.

Наконец, поздняя стоя развивалась в римскую эпоху (СЕНЕКА, ЭПИКТЕТ и император МАРК АВРЕЛИЙ).

Основатель второй школы эллинистической философии — ЭПИКУР, идеи которого можно найти в произведениях римских поэтов ЛУКРЕЦИЯ И ГОРАЦИЯ.

Другие направления философии в эту эпоху — скептицизм, подвергающий ради-кальному сомнению всю философию как систему (ПИРРОН из Элиды), И эклектицизм, соединяющий разнородные философские учения (ЦИЦЕРОН).

Наибольшим влиянием пользуются школа академиков, основанная ПЛАТОНОМ, и школа перипатетиков, основанная АРИ-СТОТЕЛЕМ.

В неоплатонизме античная философия переживает новый расцвет (Плотин). Наконец, Боэций обобщает античную традицию и передает ее средневековью. Сформировавшуюся уже в позднеантич- ную эпоху христианскую философию (АВГУСТИН И патристика) обычно относят к средним векам.

Западное мышление было на века вперед отчеканено греками. История развития духа отражает выработанные ими постановки вопросов и мыслительные модели.

А. Анаксимен

В. Пифагор

Любовь + Вражда

Любовь ^лі kj

? ? ? ?

Вражда + Любовь

Вражда D. Левкипп и

С. Эмпедокл Милетские натурфилософы

Первые философские теории исходили из той мысли,

что у всего сущего есть общее первоначало (архё), в качестве единой перво- материи лежащее в основе многообразия вещей и в качестве первой причины обусловливающее все опытно познаваемые процессы. Первым философом считают Фалеса Милетского (ок. 624—546 гг. до н.э.), для которого этой первоматерией является вода. Все состоит из воды и, поскольку архе мыслится живым и самодвижущимся, само является живым (так паз. гилозоизм). Кроме того, ФАЛЕ с был математиком (теорема Фалеса) и астрономом (предсказал солнечное затмение 585 г. до н.э.). Его ученик АНАКСИМАНДР (ОК. 611—546 гг. до н.э.) определяет первопринцип более абстрактно — как апейрон, т.е. бесконеч-ное, безграничное и неопределенное. Из него полярными парами возникают все вещи и в него же возвращаются:

"Вещи уничтожаются в те же самые элементы, из которых они возникли, согласно предназначению..." (пер. А.В. ЛЕБЕДЕВА) .

У Анаксимена (ок. 585—525 гг. до н.э.) первоначало также мыслится как веще-ственное: это воздух.

Когда воздух уплотняется, возникает холодное (напр., вода, земля, камень), когда разрежается — теплое (огонь). Тем самым он объясняет качественную определенность количественными процессами. Люди тоже подчинены этому прин-ципу, поскольку и душа состоит из воздуха.

<< | >>
Источник: Кунцман П., Буркард Ф.-П., Видман Ф.. Философия: dtv-Atlas. 2002

Еще по теме ПериодизацияДосократики:

  1. § 3. Субъекты финансового права
  2. § 4. Защита прав субъектов финансового права
  3. § 5. Гарантии защиты и восстановления нарушенных прав субъектов финансового права
  4. § 5. Финансовое право и финансовая политика государства
  5. Глава 4. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения
  6. § 1. Общая характеристика и виды финансово-правовых норм
  7. § 2. Финансовые правоотношения: понятие, особенности и классификация
  8. § 3. Система финансового права
  9. § 4. Источники финансового права
  10. § 2. Принципы финансового права
  11. Глава 3. Финансовое право Российской Федерации как отрасль российского права
  12. § 1. Понятие, предмет и методы финансового права
  13. § 3. Правовые формы финансовой деятельности государства и местного самоуправления
  14. Глава 2. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований
  15. § 1. Понятие и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований
  16. § 2. Органы, осуществляющие финансовую деятельность государства
  17. Сведения об авторе
  18. Содержание
  19. Список сокращений
  20. Предисловие