<<
>>

ПЕРСОНАЛИЗМ


— направле-ние в современной философии, рас-сматривающее личность как выс-шую ценность культуры, а мир—как проявление личностной творческой активности. В начале XX в. возникает в России (Н. Бердяев, Л.
Шестов, Н. Лосский), в США издается журнал «Personalist» (Б. Боун, Дж. Ройс, У.Хокинг, Э.Брайтмен). Во Франции в 30-е гг. в журнале «Esprit» проблематику персонализма разра-батывают Э. Мунье, Ж. Лакруа, П. Рикер, П. Ландсберг. Возникновение персонализма было мировоззренческой реакцией на кризис репрессивной (монологической) по отношению к личности культуры XX в. Персонализм отрицает праг-матическое (частичное) отношение к человеку, рассматривая личность как целостность и высшую культурную ценность. Современный персо-нализм — сложная ассимиляция за-имствований из экзистенциалистской, марксистской и христианской антропологии, продолжение гуманистической традиции клас-сической философии. Центральное понятие «личность» тракту-ется как уникальная субъективность, критерий и цель человеческой истории. Объясняющим принципом персонализма является категория «общение», задающая не субъект-объектную, а субъект-субъектную структуру отношения человека к миру. В социальной философии персона-лизма диалог становится основой критики как капитализма, так и социализма, в равной степени по-давляющих личность, и методом построения нового социума, основанного на приоритете лично-стных духовных ценностей. Ком-муникация, пережитая как личностный опыт связи «я» и «ты» в «мы», предстает как высшая ценность и норма персоналистиче- ского универсума, общности людей, связанных братской любовью. Любовь трактуется в персо-нализме как ответственность «я» перед «ты». Решение основной культурной задачи, нравственно-го совершенствования личности возможно через соотнесенность индивида («трансцендирование») с абсолютными ценностями (благо, истина, красота). Высшим проявлением и внутренним со-держанием нравственного совер-шенствования является диалог человека с вечной личностью, с Богом, задающий норму отношения к миру, к другому человеку, к самому себе. Диалог рассматривается как путь выхода из ситуации тотального отчуждения, как способ установления глубинных связей между индивидом и бытием.
ПИРС Чарльз Сандерс (1839— 1914) — американский философ. Занимался также астрономией, математикой, химией, логикой. Создал несколько оригинальных теорий, связанных между собой по преимуществу косвенно. Наиболее известен как родоначальник прагматизма. Основные идеи Пирса: 1) фане- роскопия (фанерой — явление, видимость) — учение о взаимодействии духа и реальности, осуществляющемся на трех последовательных уровнях бытия и познания (первич-ность, вторичность, третичность). Дух и реальность в понимании Пирса — две равные величины, сущест-вующие независимо и лишь взаимно дополняющие друг друга. Стихия бытия, по Пирсу, иррациональна, и только практический опыт субъекта способен путем установления ис-тинности того или иного суждения придать ей черты рационально по-знаваемой реальности; 2) теория «сомнения-веры», логически обос-новывающая так называемый «принцип Пирса». По мнению Пирса, вера есть выработанная в течение жизни готовность человека действовать в определенных обстоятельствах определенным образом.
В психологическом аспекте вера представляет собой оптимальное состояние взаимодействия чело-века с окружающей средой.
Сомнение вносит в это состояние элемент тревоги и беспокойства. Задача мышления или исследования — устранить сомнение и достичь веры. Вопрос об объек-тивной истинности или ложности идеи фактически снимается, а понятие объекта исчерпывается результатом практических следствий из действий, произве-денных с этим объектом. Это и есть «принцип Пирса», лежащий в основании всей доктрины прагматизма; 3) теория истины. С одной стороны, Пирс, исходя из учения о «сомнении-вере», приходит к идее истины как окончательного верования без единой доли сомнения. Однако как ученый Пирс понимает, что отрицать существование объективной истины нельзя. Попытка частично устранить эту антиномию приводит Пирса, с одной стороны, к понятию истины как результата бесконечного иссле-дования и выработки общего мнения, с другой — к призна-нию истины как полезности, продуктивности и успешности следствий, вытекающих из ис-следования какой-либо идеи. Последняя мысль и была под-хвачена и развита представителями прагматизма — Джемсом, Дьюи, Дж. Мидом и др.
Писарев
ПИСАРЕВ Дмитрий Иванович (1840—1868) — русский философ-материалист, публицист, лите-ратурный критик. Основные работы: «Схоластика XIX века», «Реалисты», «Идеализм Платона», «Разрушение эстетики», «Мыслящий пролетариат». Последователь Черны-шевского, Писарев называл себя представителем так называемого «реализма». Он довел до крайности критику философских систем прошлого и современности, обвиняя философов в умозрительности, от-рыве от жизни. Писарев положительно относился к идеям позитивизма, был поклонником естественно-научного материализма Фохта и Молешотта, пропагандировал идеи дарвинизма. Принцип утилитаризма, принцип полезности стал для Писарева основополагающим. Писарева можно назвать одним из не-многих представителей сциентизма в России: он был убежден в неограниченных возможностях науки в деле познания и преобразования дей-ствительности. Научное исследование должно одушевляться не чис-тым познавательным интересом ученого, но пользой. В области эти-ки Писарев последовательно прово-дил мысль о совпадении «расчетли-вого эгоизма» с «сознательным че-ловеколюбием». Несмотря на пре-зрительное отношение к «проблеме Я», Писарев говорит о необходимо-сти развития «цельной личности», о свободном творчестве, избавленном от гнета авторитетов. По" отношению к искусству принцип пользы должен быть основополагающим: «сапоги выше Шекспира». Отношение Писарева к обществу, перспективам его изменения определяется своеобразным сочета-нием просветительной идеологии, позитивистской установки на господствующую роль науки в регуляции общественной жизни и «экономического материализма». Хотя Писарев — сторонник социалистического устройства, он не акцентирует внимание на насильственных революционных акци-ях. Россия, по его мнению, еще не готова к революционной борьбе, необходимо предварительное преобразование сознания масс, «общественного мнения». Воздействие на общественное мне-ние должно происходить путем популяризации научных достижений, «онаучивания» массового сознания». Если «ум и богатство» капиталиста соединить с разносторонней образованностью, то капиталист становится «мыслящим и расчетливым руководителем народного труда». Писарева называли нигилистом, боров-шимся с верой в «абсолютные истины». Однако его «нигилизм» далек от трезвости рационализма Запада. Социальный пафос, своеобразный «сциентистский роман-тизм», внимание к проблеме свободного развития личности, пуб-лицистический дар, полемичность произведений Писарева позволяют говорить о том, что в его творчестве своеобразно преломились черты, свойственные русской философской мысли в целом.
ПИФАГОР (ок. 580—500 г. до н. э.) — древнегреческий философ, представитель италийской философии. Достоверно о Пифагоре известно мало, поскольку сразу после смерти его облик потерял черты простого смертного, обретя взамен божественные. Его слова выдавались за пророчество. Известнейшее выражение: «Так сказал он»,— показывает отношение к его учению. Пифагор многое заимствовал из орфизма, в частности учение о метемпсихозе. Пифагор не раз бывал на Востоке (в частности Египте, Вавилоне), где приобщался к таинствам египетских жрецов, знакомился с древневосточной математикой и ас-трономией. Около 532 г. до н. э. из-за тирании Поликрата вынужден был переселиться из Самоса в Кротон (Юж. Италия), где основал так называемый «пифагорейский союз» — религиозно-философское товари-щество. Сведения о союзе также не-достоверны, т.е. его учение было эзотерическим, тайным, к которому допускались только посвященные. Разглашение учения строго запрещалось. Полагают, что первым, кто опубликовал сочинения пифагорей-цев, был Филолай, современник Сократа. Союз делился на «математиков», ученых, и «акусматиков», по-слушников, которые должны были только заучивать «акусмы», бездоказательные догмы («Что самое мудрое? — Число», «Землетрясение — сходка мертвецов» и т. п.). Жизнь союза подчинялась строгим правилам общежития, т.к. в конечном итоге основной целью пифагорейцев было, как и в орфизме, положить конец циклу ре-инкарнаций, для чего и разрабатывались процедуры и практики очищения души. В основе этики лежало учение о «надлежащем»: победа над страстями, подчине-ние младших старшим, культ товарищества, почитание Пифагора. В союз принимались свободные мужчины и женщины. Все члены союза владели собственностью сообща. Пифагорейский союз претендовал и на политическое влияние. Их политическим идеалом было господство «лучших» в нравственном, религиоз- но-философском смысле. По одним источникам, кротонцы, опасаясь, что Пифагор возжелает стать тираном, подожгли здание, где он собрался со своими учениками. Согласно другим источникам, ему удалось бежать.
<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008

Еще по теме ПЕРСОНАЛИЗМ:

  1. 6. Персонализм
  2. ПЕРСОНАЛИЗМ
  3. § 2. Антисциентизм (неокантианство, экзистенциализм, персонализм)
  4. ПЕРСОНАЛИЗМ (лат. persona - личность
  5. 4 . Философско-теологическое направление
  6. АТРИБУТ
  7. НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО — течение в философии
  8. ПЛЮРАЛИЗМ (лат. pluralis - множественный
  9. СТРУКТУРАЛИЗМ
  10. 6. Философия в конце XX века
  11. СОДЕРЖАНИЕ
  12. 1. Общая характеристика философии в XX веке
  13. 45. Политико-правовые идеи западников
  14. ЛИЧНОСТЬ
  15. 18. Развитие идей русской религиозной философии в рамках «метафизики всеединства» конца XIX - первой половины XX столетия(В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Булгаков, П. Флоренский, С. и Е. Трубецкие).
  16. Философия XX века
  17. САМАРИН Юрий Федорович (1819-1876